Следует особо остановиться на вопросах стиля и языка поэзии Шиллера в классический период. Рассмотренные выше лирические стихотворения и баллады, а также «Дон Карлос» и «Валленштейн», явились произведениями, в которых оформились стилевые особенности, вытекавшие из общих эстетических и художественных позиций Шиллера в веймарские годы. При характеристике теории искусства немецкого классицизма мы указали, что Шиллер выдвигал в… Читать далее Стиля и язык поэзии Шиллера
Рубрика: Cочинения по литературе
Философские работы Шиллера
После книги о нидерландской революции Шиллер продолжает углубленные занятия всеобщей историей, связанные с его профессорской деятельностью в Иенском университете. Его философская концепция истории была изложена им во вступительной лекции, впоследствии переработанной в статью под названием: «В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения». Разочаровавшись в политических идеалах Руссо и «бури и натиска»,… Читать далее Философские работы Шиллера
Обзор произведений Кобзаря
Чем знамениты Приднепровские горы? Поднялись они из первоначального моря, когда Земли еще и людей не было. Прийдяс севера, встретил их молодой Днепр. Он точил эти горы миллионы лет, но пока не поседел, и так и не одолел. Придя на Каневские горы и кланяясь Кобзарю, поднимаешься по ступенькам и вбираешь взглядом днепровское пространство. Мысли льются, ежедневные… Читать далее Обзор произведений Кобзаря
Сценарий классного часа. «История одной песни»
Звучит песня «День победы» в исполнении Л. Лещенко. Ведущий 1: «День Победы» — (написана в 1975 г.) популярная советская и российская песня о Дне Победы. Непременный знаковый атрибут торжеств по поводу завершения Великой Отечественной войны не только в России. Строевая песня в Советской и Российской армии, парадный марш. Классическое исполнение Льва Валерьяновича Лещенко с 1975… Читать далее Сценарий классного часа. «История одной песни»
Основа проблематика «Обесчещенной Лукреции» Шекспира
События, послужившие сюжетом поэмы, были изложены впервые римским историком Титом Ливией; но, по-видимому, Шекспир опирался не на латинский оригинал непосредственно, а на его средневековые английские переработки. В основе поэмы лежит эпизод из легендарной древнеримской истории конца VI века до н. э. Шекспир, следуя своим источникам, рассказывает о том, как развращенный сын царя Тарквиния Гордого Секст… Читать далее Основа проблематика «Обесчещенной Лукреции» Шекспира
Кирибеевич — опричник, приближенный к царю, его любимец
Для Лермонтова эпоха Грозного важна и с точки зрения связей между людьми. Время Грозного у Лермонтова — период ломки родовых связей. Между родовыми, семейными связями и социальными отношениями людей еще нет антагонизма, но боярская семья уже отлична от семьи купеческой. Не случайно подчеркивается в «Песне…», что Кирибеевич из семьи Малютиной, а Степан Калашников бросает упрек… Читать далее Кирибеевич — опричник, приближенный к царю, его любимец
Основная идея повестей Марлинского (Бестужева)
Основная идея повестей Марлинского из современной жизни — отрицание общественного уклада, который подавляет и уродует человеческую личность. В повести «Фрегат «Надежда»» (1833) он рисует «бесхарактерный ледяной свет, в котором под словом не дороешься мысли, как под орденами — сердца, свет, это сборище пустых и самовлюбленных людей». Марлинский противопоставляет дворянскому обществу двух благородных, полных внутреннего достоинства,… Читать далее Основная идея повестей Марлинского (Бестужева)
«Герой нашего времени» — роман о судьбе поколения
С 1838 по 1840 год Лермонтов под впечатлением кавказской жизни написал 5 повестей, абсолютно разных за сюжетом и связанных между собой лишь образом главного героя Григория Печорина — русского офицера, который служит на Кавказе. Эти повести писатель объединил в романе «Герой нашего времени», который увидел свиту 1840 году. Название романа вызвало непонимание, и даже негодование… Читать далее «Герой нашего времени» — роман о судьбе поколения
Мои размышления над поэзией Ф. Тютчева
Сочинение размышление над стихотворением Ф. Тютчева «Я знаю про осеннюю пору…». Если бы со всего творчества Тютчева я прочитал лишь два последних строки, не зная содержания предыдущих строк, смог ли бы я определить, какую пору года воспевает поэт? И Тютчев называет поле «утомленным и тихим». Поскольку оно утомлено, значит, оно уже выполнило свою задачу, отдало… Читать далее Мои размышления над поэзией Ф. Тютчева
Сім’я Мармеладових і її роль у романі Ф. М. Достоєвського «Злочин і покарання»
Роман Ф. М. Достоєвського «Злочин і покарання — один з найглибших і складних добутків російської літератури, у якому автор розповів про історію загибелі душі головного героя після скоєння їм злочину, про відчуження Родіона Раскольникова від усього світу, від найближчих йому людей — матері, сестри, друга. Достоєвський затверджував, що повернутися у цей світ, знову стати повноправним… Читать далее Сім’я Мармеладових і її роль у романі Ф. М. Достоєвського «Злочин і покарання»
Поэмы «Филострато», «Фьезоланские нимфы» Джованни Боккаччо
Джованни Боккаччо (1313- 1375) — великий итальянский гуманист, основоположник психологизма в европейской литературе. Этот писатель определил основные черты жанра новеллы, был одним из создателей итальянского литературного языка. Его сборник новелл «Декамерон» и повесть «Фьяметта» определили мощное влияние персональной модели Боккаччо на мировой литературный процесс. Биография. Боккаччо родился в семье богатого флорентийского купца. Традиционное мнение о… Читать далее Поэмы «Филострато», «Фьезоланские нимфы» Джованни Боккаччо
Эпическая и драматичная поэзия в трудах Ф. Прокоповича
До сих пор считалось, что давние поэтики XVII-XVIII веков, которые дошли до нас в численных рукописях (их насчитывается около тридцати), были специфическими курсами литературоведения, которые изучались в учебных заведениях в те сутки, в частности в Киево-могилянский коллегии (позже — академии), братских школах, коллегиумах. Написаны они латинским языком и излагали основные понятия поэтики и риторики. Однако,… Читать далее Эпическая и драматичная поэзия в трудах Ф. Прокоповича
Разъяснения о лирических отступлениях поэта в романе «Евгений Онегин»
В лирических отступлениях поэт то погружается в воспоминания о днях своей юности, то обращается к злободневным общественным и литературным вопросам, занимавшим его мысли в годы создания «Евгения Онегина». Пушкин упоминает в романе целый ряд лиц, чем-либо поразивших его пли бывших его друзьями, — Чаадаев, Дельвиг, Баратынский, Вяземский, Наполеон, Руссо, Вольтер, Байрон. Воображение поэта провидит светлое… Читать далее Разъяснения о лирических отступлениях поэта в романе «Евгений Онегин»
Изображение столкновений Пискарева с суровой действительностью в повести Гоголя
Тема красоты человеческой жизни была широко развита Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Воплощение этой темы неразрывно соединялось с отражением образов народных героев, их стремления к свободе, их благородного духовного облика. В отличие от «Вечеров», в «Невском проспекте» Гоголь развивал тему ложной красоты. И тут, прежде всего, выступает изображение знатного, «меркантильного» Петербурга, блеск и… Читать далее Изображение столкновений Пискарева с суровой действительностью в повести Гоголя
Идея связи культуры и языка
За последние два десятилетия значительно выросло число работ, свидетельствующих об интересе и стремлении лингвистов к исследованию языковых явлений в широком экстралингвистическом контексте. И если еще совсем недавно признавалось, что обращение к экстралингвистическим факторам свидетельствует о некоторой несостоятельности или «слабости» лингвиста — исследователя, то в настоящее время необходимость изучения языка в его реальном функционировании в различных… Читать далее Идея связи культуры и языка
Судьба русской интеллигенции в пьесе «Дни Турбиных»
В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем «Дней Турбиных», друг М. Булгакова П. С. Попов писал: «Дни Турбиных» одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя». Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все люди, которые имели счастье видеть спектакль, шедший в Художественном театре с 1926… Читать далее Судьба русской интеллигенции в пьесе «Дни Турбиных»
Перерождение обычных бюргеров на палачей
Школьное сочинение по пьесе Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы». Пьеса швейцарского драматурга Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы» является своеобразным итогом наблюдений художника за общественной психологией. В начале пьесы городок Гюллен, в котором происходят события произведения, выглядел весьма непривлекательно: разрушенное, заброшенное, хотя когда-то знало лучшие времена. Мимо его проходят поезда в Гамбург, Неаполь, Венецию, Стокгольм, и… Читать далее Перерождение обычных бюргеров на палачей
Литературная баллада Ф. Вийона «Баллада против врагов Франции»
Французский поэт XV столетия Франсуа Вийон такой не похожий на большинство поэтов и писателей в свое время! Школьник, вор, подзаборник и разбойник, Вийон хорошо знал убогую народную жизнь. Через столетие читатели слышат живой голос человека, который не желает подчиняться сильным этого мира — ни королям, ни церковникам, ни богатеям. Вийон насмехался с их жизни и… Читать далее Литературная баллада Ф. Вийона «Баллада против врагов Франции»
Говоря о Брюсове, поэте и литераторе
Репутация молодого Брюсова как поэта и литератора далеко не соответствовала отношению к нему читательских и литературных кругов в период его зрелости. В 1907-1908 годах Брюсов был признан едва ли не самым крупным из живущих в то время русских поэтов. Совсем по-иному оценивали его раннюю литературную деятельность современники. Читатели, журналисты и репортеры 90-х годов видели в… Читать далее Говоря о Брюсове, поэте и литераторе
Моя «проста»; Перемога
Моя «проста» Перемога Історію надіслала Драйпрачева Ганна Яківна Мій батько, Прачев Яків Григорович, був мобілізації на фронт Криворізьким РВК 1 травня 1943 р. в саперну дивізію 40й Армії Воронезького фронту, у військову частину 12158. Командир частини инженермайор Путяна. Тато, розкажи про війну, прошу я Ой, дочка, давно це було, та й важко згадувати. Тридцять п’ять… Читать далее Моя «проста»; Перемога
Міркування на тему: Природа й людина
Твір по творчості Ч. Айтматова й В. Распутіна. Сьогодні неможливо відкрити газету й не прочитати в ній статтю про чергову екологічну проблему — результаті непродуманих дій людини. Статті про висихання Севана й Аралу, про вмирання Волги, про вирубання тайги, про стоншення озонового шару в атмосфері Землі. Так чи мало про що ще! Кожний з нас… Читать далее Міркування на тему: Природа й людина
Школьное сочинение на тему войны
Война… Написала это слово и ужаснулась. Нынешнее молодое поколение переосмысливает историю, историю последней войны — Большой Отечественной. А в сердце старшего поколения это слово — незаживающая рана. Это — оборванные в самом начале мечты о будущей профессии, ожидании на длинную и счастливую жизни. Это — последнее пожатие руки, последние поцелуй, последний взгляд ближнего, наиболее дорогого… Читать далее Школьное сочинение на тему войны
Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма (часть 2)
30-е годы воспринимаются своеобразным периодом подведения итогов советской прозы, ибо именно в эту пору получают завершение крупнейшие эпопеи, начатые в 20-е годы. Об итоговом характере этого десятилетия свидетельствует и расцвет жанра социально-философского романа («Скутаревский», «Дорога на Океан» Л. Леонова), философской поэзии (Н. Заболоцкий), философской драмы (М. Горький, Л. Леонов). Происходит усиление аналитического начала в романтической… Читать далее Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма (часть 2)
Факторів зовнішнього середовища
Мета уроку: дати учням основні відомості про взаємозв’язок життя рослин, тварин та факторів зовнішнього середовища, значення тварин у запиленні квітів. виховувати бережливе ставлення до навколишнього середовища. Обладнання: набір ілюстрацій «Природа навколо нас», оповідання В. Біанкі «Сова», малюнок конюшини. Хід уроку 1 Вступна розповідь учителя з елементами бесіди. Повідомлення теми уроку. У природі все тісно пов’язане… Читать далее Факторів зовнішнього середовища
Мариво: маска в драматургии (статья Е. А. Третьяковой)
Мариво: Маска в драматургии (статья Е. А. Третьяковой) В обществе XVIII века маска как атрибут карнавала практически исчезает, уступая место искусству костюма, украшений, париков и румян, а также тонкой игре скрытых намерений и изяществу полного аллюзий и двусмысленностей диалога. Однако понятие маски, родившейся от стремления человека раздвоиться, примерить личину другого, неотделимо от театральной традиции, в… Читать далее Мариво: маска в драматургии (статья Е. А. Третьяковой)
Значение Мережковского для русской литературы
Тот факт, что Мережковский принял революционную доктрину, не принес ему успеха в кругу революционеров, так как русский радикализм — даже мистический — не был заинтересован словесными схемами Мережковского. Среди немногих, попавших под влияние Мережковских, был террорист Савинков (см. гл. III, 9), но в его сенсационной исповеди Конь бледный заметно влияние скорее мадам Мережковской, чем Мережковского.… Читать далее Значение Мережковского для русской литературы
Только человек ответственный за добро и зло
М. А. Булгаков — один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Судьба Булгакову досталась тяжелая, в ней было много конфликтов, побед и поражений. Роман «Мастер и Маргарита» стал откровением великого писателя. До сих пор точно никто не смог определить, что представляет собой сатирический, философский, психологический, а в главах роман-притча «Мастер и Маргарита». Его рассматривали и как… Читать далее Только человек ответственный за добро и зло
Значение творчества Некрасова для истории русской поэзии
Творчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия отрицания, сила протеста Лермонтова, народность, фольклоризм Кольцова. В наибольшей же степени на становление творчества Некрасова воздействовали Пушкин и Гоголь. Некрасов был едва ли не единственным литературным деятелем, который в период наиболее острой полемики между приверженцами «пушкинского»… Читать далее Значение творчества Некрасова для истории русской поэзии
Личность рассказчика из поэмы Байрона «Шильонский узник»
Романтическая личность безымянного рассказчика из поэмы Байрона «Шильонский узник» также уже вышла за пределы того круга земных ценностей, в пределах которого еще играет какую-то роль степень внешней свободы. Герой-рассказчик повествует о том, как он был терзаем Участью прикованного к колонне невольника, как на его глазах медленно погибали, прикованные к соседним колоннам, его два любимых брата… Читать далее Личность рассказчика из поэмы Байрона «Шильонский узник»
Программа элективного курса по географии: «География человеческой деятельности»
9 класс. 0,25 часа в неделю (8 часов) Пояснительная записка. Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса посвящен одной из важных тем географии — экономика, культура и политика человеческого общества. Главной целью курса является формирование систематизированного, целостного представления о закономерностях размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на крайне неоднородной в природном… Читать далее Программа элективного курса по географии: «География человеческой деятельности»
Мастерство есенина — художника в изображении вечерней природы
Сочинения по литературе: Мастерство есенина — художника в изображении вечерней природы (по стихотворению «О красном вечере задумалась дорога…») Одной из характерных черт в творчестве С. А. Есенина является соединение жизни природы и жизни человека, перенесение свойств и характера человека на явления природы, одухотворение различных понятий и предметов быта. Также произведениям поэта присуща образность, неуловимость изображаемых… Читать далее Мастерство есенина — художника в изображении вечерней природы
Определите и прокомментируйте главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»
Единение английской нации, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVI-ХVII ст. появилась в английской литературе величественная фигура Вильяма Шекспира. «Гамлет» — одна из известнейших трагедий великого драматурга. Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, как популярность «Гамлета». Почти триста лет… Читать далее Определите и прокомментируйте главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»
Лирика Пушкина в представлении Гоголя
Лирика Пушкина в представлении Гоголя — это совершенно особый мир, не имеющий себе равного и поэзии. «Если должно сказать о тех достоинствах, которые составляют принадлежность Пушкина, отличающую его от других поэтов, то они заключаются в чрезвычайной быстроте описаний и в необыкновенном искусстве немногими чертами означить весь предмет». Удивительно, как привязан был Гоголь к лирике Пушкина.… Читать далее Лирика Пушкина в представлении Гоголя
Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация
Тема: Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. Тема любви своеобразно преломилась в творчестве Некрасова, который, по идейным убеждениям революционеров-демократов считал, что любовь, как и другие человеческие «слабости» мешает общественной борьбе. Однако тема любви проходит через всю лирику поэта и отражается в ней не только как любовь мужчины и женщины,… Читать далее Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация
Самостоятельная работа «Обособленные члены предложения»
Цели: контроль и коррекция уровня усвоения материала, умения применять на практике полученные знания. Оборудование: репродукции картин И. Крамского «Неизвестная» и В. Перова «Птицелов». Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. организационный этап II. Мотивация учебной деятельности Учитель. Обособление как средство смыслового и эмоционально-экспрессивного выделения особенно важных деталей сообщения не одинаково используется… Читать далее Самостоятельная работа «Обособленные члены предложения»
Самобытный мастер сатиры и юмора — Остап Вишня (1889 — 1956)
Величайший украинский писатель Остап Вишня широко известен на Украине, в Советском Союзе и за рубежом. В течение всего своего творческого пути, Остап Вишня выступал как талантливый и неповторимый художник, слово которого глубоко проникало в пласты народной жизни и успешно служило его беспрестанному становлению. Справедливо будет сказать: творчество юмориста вдохновлялось и окрылялось большим понятием Народ, о… Читать далее Самобытный мастер сатиры и юмора — Остап Вишня (1889 — 1956)
«Современные романы»; Гальдоса
Удары, нанесенные романами Гальдоса по клерикальной реакции, были меткими. Недаром «традиционалисты» встретили появление их яростными нападками, обвинениями писателя в безнравственности и подрыве общественных устоев. Но Гальдос остался верен своим идеалам. Свидетельство этого — новый большой цикл романов, над которым писатель работал на протяжении тридцати с лишним лет, с 1881 по 1915 год, и который получил… Читать далее «Современные романы»; Гальдоса
Общее в баснях И. КРЫЛОВА «Волк и ягненок» и ЭЗОПА
Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в давность, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Эзопа и Крылова. Эзоп — легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Эзопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание отводится стычке между… Читать далее Общее в баснях И. КРЫЛОВА «Волк и ягненок» и ЭЗОПА
Своеобразие жанра социального романа в творчестве Драйзера
Начиная с 90-х годов XIX века подводное течение социального протеста проходит сквозь американскую литературу, выливаясь в натурализм Теодора Драйзера. Его внимание было привлечено к простым людям, к разным социальным группам, определенным профессиям, семьям, и просто городским массам. Драйзер — художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство… Читать далее Своеобразие жанра социального романа в творчестве Драйзера
Судьба станционного смотрителя Самсона Вырина типичная судьба простого человека
«Повести Белкина» дневник провинциальной России. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин, и отставной гусарский офицер Сильвио, и богатые дворяне, и мелкие, многие другие. Раскрытию социальной и художественной значимости «Станционного смотрителя» положил начало Достоевский в повести «Бедные люди» Устами Макара Девушкина Достоевский высказал суждения… Читать далее Судьба станционного смотрителя Самсона Вырина типичная судьба простого человека
Жан Никола Артюр — Жизнь и творчество (Рембо)
Жан Никола Артюр родился 1854 года в небольшом городке на северо-востоке Франции в Шарлевиле и прожил короткую жизнь — лишь тридцать семь лет. Однако Рембо-Поэт умер задолго до официальной даты своей смерти: последнее из известных его произведений — «Одно лето в аду» — было завершено летом 1873 года, когда поэту было всего девятнадцать. То есть… Читать далее Жан Никола Артюр — Жизнь и творчество (Рембо)
Широта и глубина «Тихого Дона»
Роман-эпопея начинается с упоминания мелеховского куреня, около него же заканчивается действие, обрываясь на встрече Григория с сыном, с тем, «что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Герои связаны с миром, с природой всеми своими чувствами, зрительными, слуховыми, вкусовыми, обонятельными,… Читать далее Широта и глубина «Тихого Дона»
Афина Паллада. Храм Афины Девы — Парфенон
Афина рождается из головы Зевса. Богиня Афина — любимая дочь Зевса. Появилась она на свет необычным образом. Предсказательницы судеб (мойры) открыли Зевсу, что у него будет отнята власть над миром. И это сделает сын богини разума Метиды, который вскоре должен появиться на свет; еще будет у Метиды дочь; оба ребенка окажутся необычайного ума и силы.… Читать далее Афина Паллада. Храм Афины Девы — Парфенон
Оценка пьесы «Вишневый сад» Чехова литературной критикой
В прежних чеховских пьесах молчаливым участником событий был дом, обиталище, способное многое поведать о хозяевах. Чем дальше развертывалось действие, тем понятнее становились участники и тем меньше внимания отдавал зритель подсобному красноречию интерьеров. Предполагалось: уйдут в свой срок нынешние владельцы и под той же кровлей зазвучат иные голоса. Совсем иное в последней пьесе: под кровлей Гаевых… Читать далее Оценка пьесы «Вишневый сад» Чехова литературной критикой
Невидимые лица трагедии — Отец Гамлета
Без него не было бы трагедии. От начала и почти до конца он, точнее его образ, витает над ней. Гамлет-старший присутствует в трагедии в двух ликах — как Призрак, явившийся с того света, и как образ, оставшийся в памяти его сына! Оба эти лика возникают перед нами уже в начальных сценах трагедии. Сначала мы видим… Читать далее Невидимые лица трагедии — Отец Гамлета
Мой школьный двор. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений
Как-то, перелистывая семейный альбом, я обратил внимание на фотографию, на которой был мой отец приблизительно в таком же возрасте, как сейчас я: он сидел на лавке со своими одноклассниками. На всех ребятах была спортивная форма. За их спинами видно одноэтажный кирпичный дом, шведскую стенку. Я спросил у бабушки: — А где была сделана эта фотография?… Читать далее Мой школьный двор. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений
Реализм и романтизм в художественном стиле С. Васильченко
Характерными чертами стиля являются элементы импрессионизма (франц. — впечатление) и романтизма, которые развивались на реалистическом фоне. Многие писатели анализировали творчество С. Васильченко, в частности Леся Украинка отмечала, что «Реализм и романтизм соединяются в лице одного автора на тысячи примеров во всех литературах и это совсем законное единения». Это не тот импрессионизм, свойственный декадентам. В творчестве… Читать далее Реализм и романтизм в художественном стиле С. Васильченко
Радуга — сочинение-описание явления природы
Радуга — одно из самых изумительных явлений природы. Над сущностью этого явления люди задумывались издавна. Радуга является спутницей дождя. Время ее появления зависит от перемещения дающего ливневые осадки облака. Радуга может возникнуть как перед дождем, так и в процессе выпадения осадков или по окончании процесса. Что такое радуга? Обычно радуга представляет собой цветную дугу с… Читать далее Радуга — сочинение-описание явления природы
Как соотносятся взгляды на события двух «авторов» — Гринева и Пушкина?
Продолжим рассмотрение проблемы взаимоотношений рассказчика и действительного автора «Капитанской дочки». Мы уже знаем, что Пушкин определил главную роль Гринева как роль свидетеля и летописца. Он ведет правдивый протокол происшествий, высказывая попутно свое мнение (всем памятные «сентенции»), но при этом должно учитывать, что он не властен в отборе и создании драматических ситуаций — их творцом является… Читать далее Как соотносятся взгляды на события двух «авторов» — Гринева и Пушкина?
Притча о матери и ребенке
Притча о матери и ребенке имеет глубокое аллегорическое содержание. Нам понятное желание должно закалить ребенка, подготовить его к преодолению жизненных трудностей. Но слишком уж жестокие методы применяются ею. Без подготовки, без предупреждения, без маленьких отдельных шагов в этом направлении. Мне кажется, что мать преувеличивает жестокость и коварность мира. Разве она, пока живая, не может или… Читать далее Притча о матери и ребенке
Новгородская литература в XV веке
Еще в киевский период и затем позднее Новгород был весьма заметным книжным центром, но произведения новгородской письменности на первых порах в чисто литературном отношении не представляют собой чего-либо значительного. Ранняя новгородская летопись была по преимуществу фактична и не содержала в себе тех поэтических черт, которые были характерны для летописей южных. Остальная новгородская литература отличалась той… Читать далее Новгородская литература в XV веке
Умеем ли мы дружить?
На первый взгляд, это сильный простой вопрос, на который можно ответить очень коротко: да или нет. Но если вдуматься в него, становится понятным, что глубокая человеческая мудрость лежит в его основе. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала разобраться, что такое дружба и кто такой друг. Друг, на мой взгляд, это и человек,… Читать далее Умеем ли мы дружить?
Проза Ремизова
В 1909 г. Ремизов написал Историю Ивана Семеновича Стратилатова (сначала она называлась Неуемный бубен). В формальном смысле это его шедевр. Действие повести происходит в провинциальном городе и строится вокруг чиновника Стратилатова, одного из самых поразительных и необычайных созданий во всей портретной галерее русской литературы. Как большинство ремизовских персонажей, это подпольный человек, но с такими особенностями,… Читать далее Проза Ремизова
Жить спешить надо! (роль гражданина в возрождении и укреплении государственности)
«Ты знаешь, что ты — человек? Ты знаешь об этом или нет?» — четким отголоском бьет в сердце ритм слов, написанных Василием Симоненко в прошлом столетии, которое обозначилось на судьбе нашей страны тоталитарным режимом. Но проходит время, и эпохи меняются. Формируются новые моральные основы сожительства в обществе. И для каждого, кто приходит в этот мир,… Читать далее Жить спешить надо! (роль гражданина в возрождении и укреплении государственности)
Философские поэмы «Безумный волк», «Деревья» Н. Заболоцкого
Поисками гармонии в природе и вообще в мироздании характеризовалась в 30-е гг. и поэзия Н. Заболоцкого (философские поэмы «Безумный волк», «Деревья» и др.). Гносеологические вопросы бытия в начале 30-х гг. Он осмысливает сквозь призму современной социальной проблематики. Поэтическим кредо Заболоцкого стали культ разума и вера в жизнь. Заболоцкий близок Ф. Тютчеву в осознании глубинных связей… Читать далее Философские поэмы «Безумный волк», «Деревья» Н. Заболоцкого
Оценка стихотворения Уитмена «Я блуждаю и зову душу свою»
Образ жизни известного американского поэта Уолта Уитмена чем-то похож на образ жизни многих его коллег: он рано вынужден был бросить школу, зарабатывая на жизнь, работал рассыльным, учеником печатника, учителем в сельской школе, был репортером и редактором нескольких нью-йоркских газет. Путь его в литературу был насыщен событиями, впечатлениями, разнообразными интересами. Сложный и довольно противоречивый, одержимый безграничным… Читать далее Оценка стихотворения Уитмена «Я блуждаю и зову душу свою»
Правда життя в романі шукшина «Калина червона»
Твір по літературі: Правда життя в романі шукшина «Калина червона» Кожний, хто писав і говорив про творчість Василя Шукшина, не міг без подиву і якогось почуття розгубленості не сказати об нього майже неймовірної різнобічності Шукшин-Кінематографіст органічно проникає в Шукшина-Письменника, його проза зрима, його фільм літературний у кращому розумінні слова, його не можна сприймати «по розділах»;… Читать далее Правда життя в романі шукшина «Калина червона»
Відгук про улюблену дитячу книгу
Мета: розвивати навички зв’язного писемного мовлення, вміння висловлювати свої судження з приводу прочитаного; розвивати світогляд учнів, формувати вміння самостійно визначати коло своїх читацьких інтересів, шукати потрібні твори; виховувати любов до книги, естетичні смаки. Обладнання: книжкова виставка улюблених книжок, план-пам’ятка. теорія літератури: відгук про літературний твір. ХІД УРОКУ I. Оголошення теми й мети уроку, Мотивація навчальної… Читать далее Відгук про улюблену дитячу книгу
Специфика историзма толстовских пьес о Петре Первом
Широкоформатное и многоплановое изображение истории также придает пьесам А. Толстого эпический размах. Автор строит сюжет не на мелких исторических анекдотах, а на самых существенных политических и социальных проблемах эпохи. Он выводит на сцену узловые явления истории, па века определившие прогресс Русского государства. Драматург строит сюжет не на внешней интриге, а на раскрытии внутренних закономерностей поступательного… Читать далее Специфика историзма толстовских пьес о Петре Первом
Эссе по сюжету романа «И дольше века длится день»
В романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» писателем воссоздается судьба главного героя романа — Буранного Едигея. Едигей Жальгельдин — путейный рабочий, проживший безвыездно 40 лет на полустанке, явился в романе Айтматова точкой пересечения всех болевых моментов жизни человека XX века. Он прошел сквозь огонь Второй мировой войны; был контужен; мыкал свое горе по… Читать далее Эссе по сюжету романа «И дольше века длится день»
Тяготение Буэро Вальехо к притче
Своеобразное переосмысление легенды об Одиссее и его верной жене Пенелопе дано в пьесе «Она ткала свои мечты» (La tejedora de suefios, 1952). Истории Буэро Вальехо посвятил несколько пьес, среди которых наиболее интересны драмы «Народу требуется мечтатель» (Un sofiador para un pueblo, 1958), «Менины» (Las meninas, 1960) и «Сон разума» (Sueno de la razon, 1963), составляющие… Читать далее Тяготение Буэро Вальехо к притче
Женские образы в романе «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»
Роман Стендаля «Красное и черное» разнообразный по тематике, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чего же научили мне две героини — госпожа где Реналь и Матильда де Ла-Моль. Чтобы нам был понятный внутренний мир этих героинь, Стендаль подвергает их испытанию любовью, так как, по его мнению, любовь — чувство субъективное… Читать далее Женские образы в романе «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»
Антифашистская тема в творчестве Хемингуэя
Антифашистская тема оставалась близкой писателю до конца его дней. С 1953 по 1960 год Хемингуэй несколько раз приезжал в Испанию, куда его впускали с условием, что он будет «помалкивать насчет политики». Очерки о поездке были опубликованы в журнале «Лайф» в 1960 году под названием «Опасное лето». Писатель действительно воздерживался в них от политических суждений, но… Читать далее Антифашистская тема в творчестве Хемингуэя
Крестьянские рассказы и очерки Владимира Ивановича Даля (1801-1872)
Наряду с попытками обрисовать характер и судьбу демократического героя для писателей-разночинцев характерно тяготение к народному творчеству и народному языку как материалу художественной литературы. Дальше других в этом направлении идет В. И. Даль, приобретший известность в качестве составителя «Толкового словаря живого великорусского языка». В 1832 г. он выпустил «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту… Читать далее Крестьянские рассказы и очерки Владимира Ивановича Даля (1801-1872)
Тема. Геслер і Вільгельм Телль: причини і характер протистояння
Мета: продовжити вивчення драми «Вільгельм Телль»; аналізувати причини і характер протистояння Вільгель-ма Телля та Геслера; розвивати критичне мислення учнів. Тип уроку: проблемний урок з елементами дослідницької роботи. Допомагать не вмію я словами. А от як справжнє діло закипить — Покличте Телля, й піде він за вами… Ф. Шіллер ХІД УРОКУ І. актуалізація опорних знань 1.… Читать далее Тема. Геслер і Вільгельм Телль: причини і характер протистояння
Роман «Евгений Онегин»; Роман «Евгений
Роман «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» — любимое детище Пушкина. Роман писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман П. в период расцвета общественного движения, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной реакции после восстания декабристов. Главный герой романа — Евгений Онегин. Почему П. обратил на него внимание? Я… Читать далее Роман «Евгений Онегин»; Роман «Евгений
Геслер и Вильгельм Телль: причины и характер противостояния
Цель: продолжить изучение драмы «Вильгельм Телль»; анализировать причины и характер противостояния Вильгельма Телля и Геслера; развивать критическое мышление учеников. Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы. Помочь не умею я словами. а вот как настоящее дело закипит — позовите Телля, и пойдет он за вами… Ф. Шиллер. Ход урока. I. Актуализация опорных знаний. 1.… Читать далее Геслер и Вильгельм Телль: причины и характер противостояния
Тематичне оцінювання про життя і творчість Кіплінга
Обладнання: тести й тестові завдання. теорія літератури: літературна казка, герої художнього твору, описи різних видів. ХІД УРОКУ I. Оголошення теми й мети уроку, Мотивація діяльності школярів II. Основний зміст роботи 1. інструктаж до виконання тестових завдань 2. Виконання тестових завдань (виконуються завдання усіх рівнів) Варіант І Початковий і середній рівні (кожна правильна відповідь — 1… Читать далее Тематичне оцінювання про життя і творчість Кіплінга
Стенли Ипкисс — клерк, що знайшов маску Локи з фільму «Маска»
Стенли Ипкисс — клерк, що знайшов маску Локи з фільму «Маска» Стенли Ипкисс — невдаха, дрібний клерк, що працює в банку, яким помикают всі кому не лінь. Один раз, бідолаху угораздило закохатися в певичку, подружку гангстера, що збирався ограбувати його роботодавця. У клуб, де вона виступає Стенли, природно, не пустили й він, у розпачі, поїхав… Читать далее Стенли Ипкисс — клерк, що знайшов маску Локи з фільму «Маска»
Смысл символов в пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца»
В 1919 году была опубликована пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» горькое, трагическое признание кризиса английской буржуазной цивилизации, острейшая насмешка над ложью и бесчеловечностью капиталистических отношений. Одно из самых значительных произведений драматурга, эта пьеса знаменует начало нового этапа в его творческом развитии. Действие драмы происходит во время первой мировой войны. События ее развиваются в… Читать далее Смысл символов в пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца»
Прием одушевления в лирике Лермонтова
Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи — рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в… Читать далее Прием одушевления в лирике Лермонтова
«Джан» — произведение опального писателя Платова
Платонов написал Горькому еще раз в 1934 г., приложив к письму рассказ «Мусорный ветер». Горький в ответном письме признавался, что вещь его «ошеломила», но ничего, кроме «мрачного бреда», он в ней не увидел и подытожил, что рассказ «едва ли может быть напечатан где-либо». Тем не менее Горький, по-видимому, приложил руку к тому, что весной 1934… Читать далее «Джан» — произведение опального писателя Платова
Романтичные герои: суть их духовного мира
Виктор Гюго утверждает принцип свободы поэта в предисловии к своему поэтическому сборнику «Восточные мотивы»: «Пусть верит он (поэт) в единственного Бога или у многих богов, в Плутона или в Сатану… или не во что не верит; пусть пишет прозой или стихотворениями; пусть основывается в любом столетии, в любом климате; пусть засчитывает себя к древним или… Читать далее Романтичные герои: суть их духовного мира
Пушкин — это Россия, выраженная в слове
Говорят, что русская нация Пушкина любит нетленно, и это правда. Его гениальность не только в его великом уме и божественном поэтическом даре, это и гениальность сердца. Пушкин настолько русский по своему мировосприятию, что его слово доступно сознанию едва ли не каждого русского человека. Он для нас даже не столько явление жизни литературной, сколько живой человек,… Читать далее Пушкин — это Россия, выраженная в слове
На сцене «Гамлет» или предание о Шекспире
Взвился тяжелый занавес. И все, что осталось за стенами театра, отодвигается куда-то вдаль. Ты переносишься в мир, где время изменяет свой бег. Тишина. На сумрачном фоне холодного, северного неба встают очертания старинного замка. Часы на башне бьют полночь. Сменяется караул. Дозорные тревожно всматриваются в зыбкую мглу. В этот час у стен замка появляется призрак… К… Читать далее На сцене «Гамлет» или предание о Шекспире
Право называться человеком
«Человек» — такое знакомое слово. Как часто мы слышим: «Вот родился еще один человек», «Он будет большим человеком», «Это так человек!» и не задумываемся, что же на самом деле кроется за этими выражениями. Кто-то сказал: «Новорожденный похожий на чистый лист бумаги». Он никакой — ни красивый, ни плохой. Но вот вопрос: откуда же берутся негодяи,… Читать далее Право называться человеком
Новые тенденции в творчестве Шекспира
Даже беглое сравнение комедий, созданных во второй половине 90-х годов, с более ранними произведениями того же жанра убедительно доказывает, что в поздних комедиях Шекспира нарастают новые тенденции. Об этом свидетельствует уже написанный непосредственно после 1595 года «Венецианский купец» — пьеса, где в старинное сюжетное обрамление, заимствованное из итальянской новеллы, мощным потоком вторгается английская социальная проблематика.… Читать далее Новые тенденции в творчестве Шекспира
Адриан в романе «Доктор Фаустус»
Долгие годы Т. Манн находился под известным воздействием «философии жизни» Ницше. В своей статье Т. Манн полемизирует с этой философией. Он отвергает положение Ницше о том, что выше самой жизни нет никакой инстанции, что жизнь превыше всего. Но Т. Манн ставит над жизнью некую инстанцию: «… ей совсем необязательно называться моралью, пусть это будет просто… Читать далее Адриан в романе «Доктор Фаустус»
Статья Блока «О современном состоянии русского символизма»
Величайшим из символистов был Александр Александрович Блок. Его творчество одновременно и очень типично для всей школы — ибо никто не зашел дальше его в реалистическом мистицизме русского символизма, и очень своеобразно, потому что он несомненно родственен великим поэтам романтической эпохи. Его поэзия более непосредственна, более вдохновенна, чем поэзия его современников. Даже внешность у него была… Читать далее Статья Блока «О современном состоянии русского символизма»
Княжна Марья Болконская и Наташа Ростова в романе «Война и мир»
Княжна Марья Болконская во многом не похожа на Наташу Ростову. В то время как Наташа живет преимущественно сердцем, княжна Марья, привыкшая к одиночеству, любит размышлять. Насколько Наташа жизнерадостна и экспансивна, настолько княжна Марья робка и сдержанна. Наташа ищет личного счастья, а княжна Марья видит свое назначение в отречении и жертве. Наконец, насколько Наташа внешне ярка… Читать далее Княжна Марья Болконская и Наташа Ростова в романе «Война и мир»
Концепция мира и человека в системе нравственных ценностей в «деревенской» прозе
Владимир Федорович Тендряков 1923-1984. Кончина Повесть (1968). Действие разворачивается в селе Пожары колхоза «Власть труда». Народ собирается у дома умирающего председателя. Евлампий Никитич Лыков был знаменит не только в области, но и в стране. Все понимают, что грядут перемены, и вспоминают те тридцать лет, что Лыков возглавлял колхоз. Появляется и уже пять лет не выходивший… Читать далее Концепция мира и человека в системе нравственных ценностей в «деревенской» прозе
Фольклор в поэме в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма Кому на Руси жить хорошо — это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме… Читать далее Фольклор в поэме в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Наташа Ростова — одна из главных героинь романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В этом образе Толстой воплотил свое идеальное представление о женщине. Все герои Толстого показаны в развитии, в эволюции, в том числе и образ главной героини. Впервые мы встречает Наташу у себя дома в гостиной: маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом;… Читать далее В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Недостаток, которым страдает вся литературная критика
Делая любой, даже самый беглый и вольный, обзор современной художественной прозы, нельзя не заметить, что современная практика искусства является до некоторой степени улучшенным вариантом старой. Можно сказать, что с помощью простых средств и материалов Филдинг писал хорошо, Джейн Остин еще лучше, но сравните их возможности с нашими! Слов нет, их шедевры поразительно просты. Аналогия между… Читать далее Недостаток, которым страдает вся литературная критика
Сравнительная характеристика Айвенго и Ричарда I
Айвенго» — роман о далеком прошлом. Все то, о чем в нем рассказывается, происходило в XII столетии, точнее — в 1190-те года, на которые приходится окончание царствования Ричарда Львиное Сердце. Со времени битвы при Гастинге (1066 г.), в результате которой норманский герцорг Вильгельм Завоеватель одержал победу над англосакскими войсками и королем Гарольдом, прошло уже сто… Читать далее Сравнительная характеристика Айвенго и Ричарда I
Французский символизм — первое направление модернизма
Модернизм (от слова модерн — новый, современный) — это совокупность новых антиреалистических направлений в мировом искусстве конца 19 — первой половины 20 века. Какие направления входили в модернизм? Французский символизм, русский символизм, английский эстетизм, русский акмеизм, футуризм и т. д. Ярко проявился модернизм в живописи, музыке. Вообще рубеж веков иногда называют эпохой «Модерн». В этом… Читать далее Французский символизм — первое направление модернизма
Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Уроки французского Распутин В
Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Каждый из нас проводит за школьной партой 11 лет. Много знаний мы получаем за это время, некоторые мы забываем, некотрые совсем немного помним, но есть еще уроки, которые запоминаются на всю жизнь. Так и произошло с героем повести В. Распутина. Наш герой… Читать далее Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Уроки французского Распутин В
Обобщающий смысл сказок М. Салтыкова-Щедрина (урок-конференция)
Цели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы в группе. Оборудование: раздаточный материал для работы в группах. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему оценить их и… Читать далее Обобщающий смысл сказок М. Салтыкова-Щедрина (урок-конференция)
Поэтика и проза Леонида Андреева
Андреев родился 9 августа 1871 г. в семье частного землемера Николая Ивановича Андреева и дочери обедневшего польского помещика Анастасии Николаевны (девичья фамилия Пацковская). Детские и юношеские годы Андреева прошли в родительском доме, а в 1882 г. его отдали в орловскую классическую гимназию, где он был (по собственному признанию, учился «плохо») девять лет. В 1889 г.… Читать далее Поэтика и проза Леонида Андреева
Лубочная и рукописная литература XVIII века
Влияние творчества Чулкова и традиций рукописной повести своеобразно сочеталось в сборнике Ивана Новикова «Похождения Ивана гостиного сына», состоящем из двух частей (1785-1786). Первая из них, названием которой озаглавлена вся книга, содержит описание жизненного пути двух бывших разбойников — купеческого сына Ивана и сына пономаря Василия. Путь преступлений оказался для каждого из них шкодой тяжелых испытаний,… Читать далее Лубочная и рукописная литература XVIII века
Дед Василий в 17 лет пошел добровольцем на фронт
Историю прислала Елена Бурнусова. Москва, Россия Люди воевавшие не любят говорить про войну. Когда моя мать в детстве Просила деда чтонибудь рассказать, он только хитро посматривал, да потирал ус. Если и рассказывал что, то только курьезы какиенибудь, а когда песни пел, часто в глазах его стояли слезы. Особенно любил песню: «Не обвиняй меня, Прасковья, Что… Читать далее Дед Василий в 17 лет пошел добровольцем на фронт
Трагическая судьба талантливого человека в сказе «Левша»
Истинными вершителями событий, направленных к возвеличению славы России, выступают в сказе Левша и его товарищи — те тульские мастера, искусству которых и препоручают английскую диковину. Именно они являют своим поведением истинное достоинство, спокойную твердость духа, полное сознание национальной ответственности. Обдумывая сложившуюся ситуацию, они судят о ней, не допуская никаких перехлестов оценок в ту или иную… Читать далее Трагическая судьба талантливого человека в сказе «Левша»
Нравственность Катерины Измайловой в повести «Леди Макбет Мценского уезда»
Полемизируя с революционными идеологами, апеллирующими прежде всего к пробуждающемуся самосознанию народа, Лесков не случайно акцентирует в этих ранних рассказах детскую наивность в поведении мужика, подавленность его сознания всякого рода предрассудками, восходящими порой еще к языческой древности, импульсивный характер его действий, незрелость нравственного чувства. Вместе с тем в этих же произведениях он обнаруживает высокий потенциал особой… Читать далее Нравственность Катерины Измайловой в повести «Леди Макбет Мценского уезда»
Главная тема в реалистичной типизации
Главным же в реалистичной типизации всегда остается гармоничное соединение абстрактного, общего с конкретным, индивидуальным. О обоих этих необходимых элементах типичного образа подходяще писал В. Короленко. Сторона «общая» заключается для писателя в том, чтобы «хорошо знать, так сказать, непосредственно ту категорию явлений, которую желаете описать, чтобы черты ее сложились в типичный образ…». Сторона же «индивидуальная» —… Читать далее Главная тема в реалистичной типизации
«Герой нашего времени» первый социально-психологический роман
В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою. Его во многих отношениях дурное настоящее — обещает прекрасное будущее. Автор разбираемого нами романа, описывая наружность Печорина, когда он с ним встретился на большой дороге, вот что говорит о его глазах: «Они не смеялись, когда он смеялся… Вам… Читать далее «Герой нашего времени» первый социально-психологический роман
Герои рассказов «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Ионыч» и «Унтер Пришибеев»
В рассказе «Смерть чиновника» можно заметить явное несоответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу, и тем, как этот сюжет рассказывается. Несерьезен тон повествования («В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» и т. п.). Забавны имена персонажей (Червяков,… Читать далее Герои рассказов «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Ионыч» и «Унтер Пришибеев»
Л. Н. Толстой. «После бала»: антитеза как способ выражения идеи рассказа
Цель: обогатить знания учащихся об антитезе; работа над языковым воплощением антитезы и сопоставлением материала произведения; совершенствовать навыки работы с текстом эпического произведения; нравственное воспитание. Оборудование: на доске — план первой части рассказа, знакомый учащимся по прошлому уроку. ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания Записать на доске план второй части рассказа (каждый его пункт — параллельно… Читать далее Л. Н. Толстой. «После бала»: антитеза как способ выражения идеи рассказа
Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Сочинения по литературе: Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Повествование о войне 1812 года Л. Н. Толстой начинает с суровых и торжественных слов: «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Толстой… Читать далее Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Лев Толстой — мастер изображения внутреннего состояния героев
Что в мире есть прекраснее человека? Ведь он самое совершенное творение этого мира. Возможно, именно поэтому человек является объектом исследования других людей. Каждая эпоха по-своему воображает идеал человека. На создание этого идеала влияют разные факторы, большей мерой социальные. И величайшие фигуры мира человеческого стараются вдохнуть жизнь в идеал своей эпохи. Так, Лев Николаевич Толстой, хотя… Читать далее Лев Толстой — мастер изображения внутреннего состояния героев
Историческая концепция трагедии «Борис Годунов»
В литературе о «Борисе Годунове» не раз высказывались соображения о том, что параллельно с «Историей Государства Российского» Карамзина и русскими летописями — основными историческими источниками пушкинской трагедии — Пушкин в какой-то мере опирался и на «Анналы» Тацита. Интерес Пушкина к Тациту и пушкинские замечания на «Анналы» по времени совпадают с работой над трагедией. Об отношении… Читать далее Историческая концепция трагедии «Борис Годунов»