Цвейг С. биография
Стефан Цвейг , австрийский писатель. Изучал романистику и германистику в университетах Вены и Берлина. Много путешествовал . В 1928 году посетил СССР, с интересом следил за успехами социалистического строительства. В годы Первой мировой войны 1914-1918 годов занимал пацифистские позиции.
С 1934 года жил в эмиграции . Не выдержав разлуки с родиной и отчаявшись перед лицом войны, покончил жизнь самоубийством. В сборниках новелл «Первые переживания» , «Амок» , «Смятение чувств» обнаружил стремление проникнуть в тайники психологии, изображая сложные коллизии личной жизни героев.
Социальное видение писателя обеднено, авторское отношение не идет дальше сострадания к «маленькому человеку» и обличения уродливых буржуазных нравов. По колориту близок новеллам роман «Нетерпение сердца» . Важное место в творчестве Цвейга занимают биографические романы, эссе, очерки. Не всегда точные в фактах, часто произвольно трактующие жизнь и деятельность исторические лица , беллетризованные биографии Цвейга подкупают изобретательностью критического мышления, умением воссоздать исторический колорит, проникновением в психологию творческой личности: эссе об Э. Верхарне , Р. Роллане , цикл биографий «Строители мира» . около 30 лет работал над биографией Бальзака .
Абстрактность гуманистических воззрений Цвейга особенно явственна в его воспоминаниях «Вчерашний мир» и сборнике речей, эссе, критических выступлений «Встречи с людьми, книгами, городами» . Последние вспышки веры в отвагу и дерзание человеческого гения в романах «Магеллан» и «Америке» уже не могли смягчить кризиса, долго вызревавшего в творчестве и мировоззрении Цвейга.
Стефан Цвейг — австрийский писатель, критик, автор множества новелл и беллетризованных биографий. Происхождение. Первые шаги в литературе Стефан родился в Вене в семье Морица Цвейга — зажиточного еврейского негоцианта, владевшего текстильной мануфактурой. О детстве и отрочестве будущего писателя известно мало: сам он говорил об этом довольно скупо, подчеркивая, что в начале его жизни все было точно так же, как у других европейских интеллигентов рубежа веков. Окончив в 1900 году гимназию, Цвейг поступил в Венский университет.
Уже во время учебы на собственные средства опубликовал первый сборник своих стихов . Стихи написаны под влиянием Гофмансталя, а также Рильке, которому Цвейг рискнул отправить свой сборник. Рильке прислал в ответ свою книгу.
Так завязалась дружба, продолжавшаяся до самой кончины Рильке в 1926. Окончив Венский университет и получив докторскую степень, Цвейг отправился в Лондон и Париж , затем путешествовал по Италии и Испании , посетил Индию, Индокитай, США, Кубу, Панаму . Последние годы Первой мировой войны жил в Швейцарии , а после войны поселился близ Зальцбурга. В годы Первой мировой войны Цвейг опубликовал проникновенный очерк о Ромене Роллане, назвав его «совестью Европы».
Также он создал эссе, посвященные Максиму Горькому, Томасу Манну, Марселю Прусту и Йозефу Роту. Новеллистика Стефана Цвейга. Романы и жизнеописания Новеллы Цвейга — «Амок» , «Смятение чувств» , «Мендель-букинист» , «Шахматная новелла» , а также цикл исторических новелл «Звездные часы человечества» — сделали имя автора популярным во всем мире.
Новеллы поражают драматизмом, увлекают необычными сюжетами и заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб. Цвейг не устает убеждать в том, насколько беззащитно человеческое сердце, на какие подвиги, а порой преступления толкает человека страсть. Цвейг создал и детально разработал свою собственную модель новеллы, отличную от произведений общепризнанных мастеров короткого жанра.
События большинства его историй происходят во время путешествий, то увлекательных, то утомительных, а то и по-настоящему опасных. Все, что случается с героями, подстерегает их в пути, во время коротких остановок или небольших передышек от дороги. Драмы разыгрываются в считанные часы, но это всегда главные моменты жизни, когда происходит испытание личности, проверяется способность к самопожертвованию. Сердцевиной каждого рассказа Цвейга становится монолог, который герой произносит в состоянии аффекта. Новеллы Цвейга представляют собой своего рода конспекты романов.
Но когда он пытался развернуть отдельное событие в пространственное повествование, то его романы превращались в растянутые многословные новеллы. Поэтому романы из современной жизни Цвейгу в общем не удавались. Он это понимал и к жанру романа обращался редко. Это «Нетерпение сердца» и «Угар преображения» — незаконченный роман, впервые напечатанный по-немецки спустя сорок лет после смерти автора в 1982 г. .
Цвейг нередко писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания Магеллана, Марии Стюарт, Эразма Роттердамского, Жозефа Фуше, Бальзака . В исторических романах принято домысливать исторический факт силой творческой фантазии. Где не хватало документов, там начинало работать воображение художника. Цвейг, напротив, всегда виртуозно работал с документами, обнаруживая в любом письме или мемуарах очевидца психологическую подоплеку. «Мария Стюарт» , «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» Загадочная личность и судьба Марии Стюарт, королевы Франции, Англии и Шотландии, всегда будет волновать воображение потомков.
Автор обозначил жанр книги «Мария Стюарт» как романизированная биография. Шотландская и английская королевы никогда не видели друг друга. Так пожелала Елизавета. Но между ними на протяжении четверти века шла интенсивная переписка, внешне корректная, но полная скрытых уколов и колких оскорблений. Письма и положены в основу книги.
Цвейг воспользовался также свидетельствами друзей и недругов обеих королев, чтобы вынести беспристрастный вердикт обеим. Завершив жизнеописание обезглавленной королевы, Цвейг предается итоговым размышлениям: «У морали и политики свои различные пути. События оцениваются по-разному, смотря по тому, судим мы о них с точки зрения человечности или с точки зрения политических преимуществ».
Для писателя в начале 30-х гг. конфликт морали и политики носит уже не умозрительный, а вполне ощутимый характер, касающийся его самого лично. Герой книги «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» особенно близок Цвейгу. Ему импонировало, что Эразм считал себя гражданином мира.
Эразм отказывался от самых престижных должностей на церковном и светском поприщах. Чуждый суетных страстей и тщеславия, он употребил все свои усилия на то, чтобы добиться независимости. Своими книгами он покорил эпоху, ибо сумел сказать проясняющее слово по всем больным проблемам своего времени. Эразм порицал фанатиков и схоластов, мздоимцев и невежд. Но особенно ненавистны ему были те, кто разжигал рознь между людьми.
Однако вследствие чудовищного религиозного раздора Германия, а вслед за ней и вся Европа были обагрены кровью. По концепции Цвейга, трагедия Эразма в том, что он не сумел предотвратить эти побоища. Цвейг долгое время верил, что первая мировая война — трагическое недоразумение, что она останется последней войной в мире. Он полагал, что вместе с Роменом Ролланом и Анри Барбюсом, вместе с немецкими писателями-антифашистами он сумеет предотвратить новое мировое побоище.
Но в те дни, когда он трудился над книгой об Эразме, нацисты произвели у него в доме обыск. Это был первый сигнал тревоги. Последние годы. «Вчерашний мир» Положение Цвейга в конце 30-х гг. было между серпом и молотом с одной стороны и свастикой — с другой.
Вот почему столь элегична его заключительная мемуарная книга «Вчерашний мир»: прежний мир исчез, а в настоящем мире он всюду чувствовал себя чужим. Последние его годы — годы скитаний. Он бежит из Зальцбурга, избирая временным местом жительства Лондон .
Но и в Англии он не чувствовал себя защищенным. Он отправился в Латинскую Америку , затем переехал в США , но вскоре решил поселиться в небольшом бразильском городе Петрополис. 22 февраля 1942 г. Цвейг ушел из жизни вместе с женой, приняв большую дозу снотворного. Эрих Мария Ремарк так написал об этом трагическом эпизоде в романе «Тени в раю»: «Если бы в тот вечер в Бразилии, когда Стефан Цвейг и его жена покончили жизнь самоубийством, они могли бы излить кому-нибудь душу хотя бы по телефону, несчастья, возможно, не произошло бы.
Но Цвейг оказался на чужбине среди чужих людей». Стефан Цвейг и Россия Цвейг полюбил русскую литературу еще в гимназические годы, а затем внимательно читал русских классиков в период учебы в Венском и Берлинском университетах. Когда в конце 20-х гг. в нашей стране стало выходить собрание сочинений Цвейга, он, по его собственному признанию, был счастлив. Предисловие к этому двенадцатитомному изданию произведений Цвейга написал Максим Горький. «Стефан Цвейг, — подчеркнул Горький, — редкое и счастливое соединение таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника».
Особенно высоко он оценил новеллистическое мастерство Цвейга, его удивительное умение откровенно и вместе с тем максимально тактично рассказать о самых интимных переживаниях человека. Интерес Цвейга к России имел и другую причину: как многие другие западные писатели, он видел в Советском Союзе единственную реальную силу, способную противостоять фашизму. Цвейг приехал в Советский Союз в 1928 г. на торжества по случаю столетия со дня рождения Льва Толстого — наиболее любимого им российского писателя. Цвейг весьма скептически оценил бурную бюрократическую деятельность руководящей верхушки советских республик.
В общем, его отношение к Стране Советов можно было тогда охарактеризовать как доброжелательно-критическое любопытство. Но с годами доброжелательность убывала, а скептицизм нарастал. Цвейг не мог понять и принять обожествление вождя, а лживость инсценированных политических процессов его не ввела в заблуждение.
Он категорически не принимал идею диктатуры пролетариата, которая узаконивала любые акты насилия и террора.
Цвейг С. биография