Роман Г. Лермонтова «Герой нашего времени» стал важной вехой на пути становления реалистической литературы ХІХ столетие. Цель, которую ставил перед собой автор, дать психологический портрет современника, показать глубинную связь личности и действительности. В решении этой задачи важную роль сыграют женские образы романа.
Как известно, любовь — одна со сфер, в которой реализовался романтический герой. Способность к искреннему, отданного чувства — важнейшая черта романтического героя. В романе «Герой нашего времени» Печорин проходит «испытание» любовью, но не выдерживает его: ни одна из выведенных автором героинь не способна вызвать у Печорина чувство, ради которого следует было «жить и умереть».
В повести «Бела» Печорин попадается в «естественную среду», олицетворением которого и есть Бела. Воспитанная в традициях своего народа, далекая от светских условностей, Бела поражает Печорина и своей красотой, и своим характером. Гордая и непокорная, как ее народ, она искренняя в своих чувствах и способная на самоотверженную любовь. Полюбив Печорина, она отказывается от всего, что было в ее жизни к встрече с ним, а сам Печорин становится смыслом ее жизни. Ощущая, что Печорин разлюбил ее, Бела не упрекает любимому, даже скрывает он его свое отчаяние. В любви к Бели Печорин проверяет, или способный он полюбить и «завоевать» «естественный человека», или спасает такая любовь. К этому любовь Печорин относится как к эксперименту (неслучайно возникает в тексте повести мотив пари с Максимом Максимовичем). Получив результаты своего эксперимента, Печорин теряет к Бели интерес. Но для Бели потеря любви означает смерть, поэтому трагический финал этой повести приближается неизбежно.
Отношения Печорина с Мэре напоминают игру, светскую «науку страсти нежной». Печорин доказывает, что в такой «игре» он не имеет равных. Но в этой истории приоткрывается способность героя искренне захватываться хотя бы наименьшим проявлением душевной красоты человека. Именно эту красоту он неожиданно находит в Мэре, которую в начале повести воспринимает как «куклу», неспособную на живые чувства.
Образ Веры поэтичный в романе. Как и Печорин, Вера имеет свои морально-духовные ценности. Она не способна променять свое глубоко скрытое несчастье на внешнее благополучие. В отношениях с Верой более всего раскрывается внутренняя противоречивость героя: его деятельная, неспокойная душа не может удовлетвориться, тем, что имеет, она ищет свое «высокое призвание». Для Печорина семейные отношения, — это остановка, смерть души.
Вывод. Вся система женских образов романа подчинена раскрытию характера главного героя. Печорин находится в центре событий вдоль всего сказа, но его поведение, поступки раскрываются в сопоставлении с поведением и поступками других персонажей. Разные за характером и социальным положением женские персонажи романа помогают понять отношение Печорина к моральным ценностям, любви.
Опорные понятия: система образов романа, индивидуальные черты, типичные персонажи, моральные ценности.