«Давайте поклоняться доброте…»
У большинства читателей и критиков укрепилось убеждение, что со смертью Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Твардовского, с уходом из жизни таких людей, как Я. Смеляков, А. Мартынов, М. Светлов, современная русская поэзия превратилась в сообщество поэтов без общепризнанных лидеров и стала напоминать «рельеф без вершин». Выяснился и тот факт, что интерес к поэзии значительно уменьшился. Произошло это, скорее всего, потому, что изменилось общество, ослабел социальный тонус. Теперь уже не призывают к добру. Сменилось представление о задачах поэзии, о ее месте и роли в культуре, духовной жизни общества.
Но это не означает полной однородности современной поэзии. В ней существуют разнонаправленные тенденции. Пагубное затишье застоя взорвалось мощной лирической волной в защиту природы.
Чувство тревоги за судьбу родной земли, тема отчего дома, приюта для души, звучит в современной поэзии. Так, Н. Рубцов выражает свои сокровенные мысли: Но моя родимая землица Надо мной удерживает власть, Память возвращается, как птица, В то гнездо, в котором родилась. Свое духовное родство с природой трепетно раскрывает Е. Евтушенко: Быть своим там, где дубравы И поля тихи, И подальше быть от славы И политики. Утрата связи со своими корнями, с прошлым, бездуховность породили сегодня состояние души, замешанное порой на жестокости и насилии. В поэто-хронике А. Вознесенского «Ров» изобличаются сегодняшние мародеры и гробокопатели.
Он искренне хочет вмешаться в чужое горе и чужую тревогу: Я как врач с надоевшим вопросом: «Где больно?» Бойня старые приметы к сносу. Где бойня?.. Его многие произведения — «Мозаика», «Тень звука», «Поэтарх» — складываются в своего рода «болевой каталог» современности. Поэт привлекает внимание к подонку, убившему мать из-за валюты; говорит о садистах, втыкающих бритвенные лезвия в яблоки, которые дарят детям; горько повествует о будничных убийствах отцов своими детьми.
В нашем мире царит одно зло, жестокость. А где же добро? Особое место в поэзии занимает сегодня тема войны. Лирика о Великой Отечественной войне плавно перетекает в стихотворения о братоубийственной войне в Грузии, Осетии, Чечне. Ю. Белаш в сборнике «Окопная земля» скорбит о бессмысленно погибших ребятах: И поскольку своя — не чужая забота, Поднялась, как один, вся стрелковая рота.
И потом ночевали… половина — на хуторе, А другая — снегами навеки окутана. Примером нашего времени является развал великой державы, разделение республик на государства. М. Шлаем говорит о том, что разорвались связи между людьми и многие живут «вхолостую, вслепую, впустую — в доме брошенном, в мире пустом».
Поэты не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях. Итак, современная поэзия, подобно пушкинскому морю, многоцветна. Из ее глубин пробиваются и народная, песенная лирика, и мощное течение классического стиха, в котором отражается красота земли и громкокипящие валы гражданской поэзии.
Она вмещает весь мир человеческих отношений к происходящему, облекает их в слова. Так давайте не забывать, что есть такое слово — добро.
«Давайте поклоняться доброте…»