Действующие лица в драме Леси Украинки «Боярыня»
По моему мнению, немногие так пылко любили свой народ, свой родной край, как любила его Леся Украинка. Недаром и псевдонимом своим взяла она имя народа, назвалась его дочкой. Во многих ее стихотворениях чувствуется боль сердца за родной растерзанный край.
Но особенно почувствовала я трагедию большой патриотки в драме «Боярыня». В ней писательница обращается к самым трагичным страницам истории Украины — времени Руин. Она по-своему оценивает Переяславскую Раду, показывает, как Москва нарушает соглашение, заключенную Б. Хмельницким и русским царем в 1654 г.
Почему же Леся Украинка обратилась к событиям XVII века? Я думаю, что она считала «великими руинами» и время, когда сама жила: перечеркивалась история Украины, презиралась культура (а язык даже запрещался), подкупалась украинская интеллигенция…
Чтобы разбудить своих земляков, возродить их национальную память, писательница и пишет эту драму.
Действующие лица в ней все, кроме гетманов, не исторические. В нарушение актуального вопроса о национальной пассивности — измене, Леся Украинка показывает в произведении разные характеры украинцев, их взгляды и поведение, в это сложное время.
Из первых страниц драмы я почувствовала симпатии и антипатии поэтессы. Семья украинского казака Олексы Перебойного болеет за судьбу родного края, который попал в зависимость от Москвы. Принимая у себя сына покойного товарища-казака (в настоящий момент московского боярина Степана), старый Перебойный не разделяет взглядов гостя. В диалоге боярина Степана и Ивана, сына Олексы, Перебойного, писательница показывает разное отношение их к Переяславскому соглашению:
На совете Переяславском мой отец подал слово за Москву сдержал то слово верное. Должно было кому-то держать! Плохой их соблазнил дать слово.
Иван считает позорным служить русскому царю, а действия отца Степана оценивает как измену, потому что потому было «одинаково, чьи лизать пятки, лядские ли, московски» ли. Одно время молодой Степан «был в Киеве в науке при Академии», после смерти же отца, как он говорит, поехал «до матери на помин» в Москву и там прижился… Потому-то взгляды Ивана и Степана в настоящий момент полностью противоположны. Иван считает, что за свой край настоящий патриот должен быть готов на все, даже на кровопролитие. Степан, вспоминая новеллу о братьях Каина и Авеля, заявляет:
А как же могу я на Украине поднять оружие так чтобы не ткнуть никогда им брата?
Поэтесса подчеркивает: именно в том и трагедия Украины, что ее сыновья не могут прийти к согласию, соединить свои действия. Поэтому и льются реки крови родных братьев, которые выступают за разных гетманов.
Протестуя против братоубийства, которое является позором украинского народа, Оксана потому и полюбила Степана:
Эта рука от крови чистая… А я сразу привлеклась к тебе сердцем за твою кротость.
Женившись, Оксана с мужем идет на чужбину, а сердце ее разрывается из тоски по родным краям. И вот Оксана в Москве. Она боярыня, но не чуждается своих привычек
Одежды, языка. Леся Украинка сопоставляет уже не героев, а два мира — украинский и русский. Ее героиня, молодая боярыня, сразу замечает разное положение женщины: на Украине она свободна, в России — нет. Оксана, которая училась в братской школе, не может привыкнуть, что в Москве жену имеют как холопку, что «нема здесь обычаю с мужчинами бывать при беседе».
Разве я здесь не как татарка сижу в неволе? … Везде сваи, капчуки… холопов продают — упрекает она мужа.
Возмущает Оксану рабское угодничество, лукавость, льстивость, доносы, шпионаж.
Трудно переживает молодая боярыня судьбу родного народа, когда начинается «братоубийственная война, что Дорошенко снял на Украине», взяв в союзники татар. Писательница подчеркивает трагедию украинского народа, который всегда терпел беду от своих союзников — соседей.
Оксана рвется на Украину, скорбит по ней. Она умоляет Степана послужить родному краю, пользуясь близостью к царю. Но пугливый Степан боится, дрожит за свое место, за свое физическое выживание. Он даже Оксане запрещает поддерживать связь с братьями-товарищами, со своим родным братом. Пугая ее «дыбой», Степан доказывает, что он здесь служит своей Родине:
Вот именно Я должен к царю прошение нести что люди с Украины привезли.
Но Оксана не верит ему. От разлуки с родным краем, от разочарования в любви и себе, от своей бездеятельности в серьезное для Родины время молодая боярыня угасает.
Я погибаю, вяну. Жить так не могу!
Чувствуя близкую смерть и вину перед Родиной, патриотка Оксана упрекает Степана, который только теперь, когда все успокоилось на Украине, хочет ехать туда. Она в отчаянии бросает Степану:
…Сломилась воля. Украина легла Москве под ноги Сие мир по-твоему — та руина?
Словами Оксаны Леся Украинка утверждает, что только в активной деятельности, в борьбе за волю и независимость Родины, в служении своему народу и есть настоящее счастье человека-гражданина. Леся Украинка, большая патриотка Украины, в образе Степана осудила нерешительность, пугливость, пассивность — измену тех украинцев, кто не воспитал в себе борца. Болея за будущее Родины, писательница указывает на ошибки прошлого — разрозненность украинцев. Поэма «Боярыня» актуальная и в наше время. Она учит нас активно действовать, а не пассивно созерцать, учит бороться и побеждать. В этом и есть смысл жизни.
Действующие лица в драме Леси Украинки «Боярыня»