Деметра и Персефона
Земля-мать.
Старшая сестра Зевса, Деметра, была одной из самых почитаемых олимпийских богинь. Имя ее в переводе означает «Земля-мать»; она считалась богиней-покровительницей земледелия и урожая, поэтому ее называли Карпофора («Дарительница плодов») и Хлоя («Зелень»). Научив людей земледелию, Деметра отучила их от дикости, дала им разумные порядки — поэтому одним из ее имен было Фесмофора («Законодательница»). Ее представляли в виде величественной прекрасной женщины цветущего возраста, с волосами цвета спелой пшеницы, гирляндой из колосьев на шее и с плодами в руках. Поскольку Деметра — богиня земледелия и урожая, то есть того, что обеспечивает людям благополучие и изобилие, ее сыном считали бога Плутоса — «Богатство».
Персефона. Кроме сына — Плутоса, у Деметры была дочь по имени Персефона, которую иногда называли также Кора — «Девушка». Она была так хороша собой, что сам грозный владыка преисподней Аид обратил на нее внимание. Зная, что отцом девушки был Зевс, он отправился к нему свататься. Собирала однажды Персефона цветы на зеленом берегу седого Океана и вдруг увидела цветок, которого никто и никогда не видел на земле: был он белым, но резные края его лепестков пылали ярким пламенем, чудесный аромат наполнял небо и землю, проникая даже до дна морского. Протянула восхищенная Персефона руку и сорвала цветок. Но едва она это сделала, как разверзлась земля, и появился оттуда Аид на колеснице, запряженной черными конями. Подхватил он Персефону и умчал в свое царство. Как это произошло, не видел никто из бессмертных богов; один только светлый Гелиос со своей вышины видел, как билась девушка в руках похитителя и звала на помощь.
Деметра узнает о судьбе дочери и удаляется с Олимпа. Деметра, обнаружив пропажу дочери, отправилась ее искать. Никто не мог сказать ей, куда исчезла Персефона: ни бессмертные боги, ни люди, ни лесные звери и птицы. День за днем бродила Деметра по земле. Разодрались ее одежды, прекрасные волосы покрыла дорожная пыль, высохли колосья в ее руках, затуманились глаза, в которых уже не осталось слез. Наконец, на десятый день скитаний, сжалился над ней всевидящий Гелиос и рассказал о судьбе Персефоны. Разгневалась Деметра на богов, не помешавших Аиду, и, изменив свою внешность, удалилась с Олимпа.
Деметра с острова Книда
Деметра в Элевсине. Демофонт. Долго блуждала она по разным странам, пока не пришла в город Элевсин, где правил царь Келей. Здесь она села отдохнуть под оливой у придорожного колодца, приняв вид дряхлой старушки. Случилось так, что к этому колодцу пришли за водой царские дочери; им стало жалко старушку, и они привели ее во дворец для того, чтобы она стала нянькой их недавно рожденного брата Демофонта. Деметра привязалась к этому ребенку и каждый день натирала его тело благоуханной амброзией, а ночами, тайком от родителей, помещала его в пламя очага, выжигая из него смертную природу. Если бы закончила богиня свое дело, Демофонт стал бы подобен богам и не знал бы ни старости, ни смерти.
Но однажды ночью царица Метанира случайно увидела это и пришла в ужас. Она подумала, что нянька хочет погубить ребенка, и с криком вбежала в покой, где пылал очаг. «О мой Демофонт! — воскликнула она — Чужестранка бросает тебя в огонь, доставляя мне безмерную скорбь!» Эти слова разгневали великую богиню; вырвав ребенка из огня, она уронила его на пол и воскликнула: «Жалкие, глупые люди! Непоправимое сделали вы — не бывать Демофонту бессмертным! Но так как он лежал на коленях у меня, Деметры, то всю жизнь он будет иметь непреходящий почет! Пусть же мне здесь воздвигнут пышный храм и я учрежу в нем величайшие таинства, чтобы и впредь вы, совершая должные обряды, склоняли меня к милости!»
Похищение Персефоны.
При этих словах весь дом Келея осветился как будто светом молнии, и все увидели бессмертную богиню с сияющей кожей, рассыпавшимися по плечам золотыми волосами, в роскошных одеждах. Когда наступило утро, царь Келей приказал построить храм в месте, указанном богиней, и Деметра удалилась в него. Там она села в одиночестве, тоскуя по дочери, и лишила своих милостей всю землю, кроме Элевсина.
Персефона возвращается к Деметре. Увяли на земле посевы, и стала она бесплодной, не появлялось на ней ни единой травинки. Начался страшный голод: мертвые лежали у дорог, а мимо них в поисках пищи брели изможденные люди. Перестали они приносить жертвы бессмертным богам. Тогда великий Зевс приказал Аиду вернуть Персефону ее матери. Нехотя согласился владыка преисподней, но прежде, чем отпустить юную богиню на землю, дал он ей отведать зерен из плода заветного дерева — граната. Навеки оказалась Персефона связанной с подземным миром, должна она с тех пор проводить там ежегодно по три месяца. Каждый год расстается Персефона с Деметрой, и скорбит богиня, как будто теряет свою дочь навеки. Замирает все в мире, с деревьев падают листья, пустеют поля… Но возвращается Персефона на землю — и все цветет, радуется, пестреет яркими красками. Щедрой рукой сыплет в это время богиня плодородия Деметра дары людям, благословляет труд земледельца, награждает его богатым урожаем.
Деметра покровительствует Элевсину. С того времни, как она нашла здесь убежище, Элевсин был любимым городом Деметры. Особенно отличала она своими милостями Триптолема, одного из сыновей Келея. Именно он стал тем человеком, который обучил земледелию всех людей. Деметра дала ему посевное зерно, деревянную соху и золотую колесницу, запряженную крылатыми драконами. На этой колеснице Триптолем объехал всю землю, всюду вспахивая ее и обучая земледелию людей.
Элевсинские таинства.
В память о пребывании Деметры в Элевсине там справляли в честь нее Элевсинские мистерии. Если на другие праздники допускались все желающие, то эти мистерии были окружены строгой тайной. Участвовать в них могли только люди, прошедшие специальные обряды посвящения и давшие клятву не разглашать того, свидетелем чего они были в храме во время мистерий. Греки верили, что человек, посвященный в Элевсинские таинства, после смерти избежит мрачного царства Аида: подобно тому, как брошенное в землю зерно, погибая, дает по воле Деметры молодые всходы, так и душа человека, приобщенного к мистериям в честь этой богини, вновь возродится на земле в новом теле.
Элевсинские таинства совершались по ночам, а днем после них в честь Деметры происходили конные, гимнастические и музыкальные состязания. Наградой победителям на них служило некоторое количество зерна, выращенного на священном поле богини. Нам эта награда может показаться недостаточно ценной, но греки верили, что победителю оказывает милость сама Деметра, а чем еще может наградить победителя богиня земледелия, если не урожаем, собранным на ее поле?
Деметра и Персефона