«День и ночь» анализ стихотворения Тютчева
Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике.
Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему — Противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души.
Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на два восьмистишия. Каждая строфа состоит из двух законченных предложений — четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, при которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки оканчиваются женской рифмой, придают стихотворению одновременно и торжественную одическую интонацию, и ноты философского размышления.
В произведении ярко отражается дуальное понимание мира Тютчевым, для которого основу мироздания составляет борьба двух стихийных начал, рождающая мировой порядок и равновесие. Дуалистичность мира отражают в стихотворении два мотива — дневной радости и ночного ужаса. Основу композиции произведения составляет антитеза Образа дня и Образа ночи.
Первая часть стихотворения посвящена дню. День изображается описательными оборотами, включающими эпитеты , разнообразными приложениями с использованием такого приема, как инверсия дополнений . День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой.
Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать Образ гармонии, а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга человеков и богов».
Союз «но» в начале второй строфы знаменует центр стихотворения, его перелом. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» — хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты.
Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается, «…и нет преград меж ей и нами».
Если в первой части стихотворения динамика отсутствует — нет ни одного глагола , то описание ночи, напротив, насыщено глаголами, обозначающими активные действия . Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельностный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р».
Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам . Произведение отличает богатая цветопись . Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию.
Стихотворение «День и ночь», отражая чувства самого поэта, вмещает всю вселенную с ее гармонией и хаосом, бездной дня и бездной ночи.
«День и ночь» анализ стихотворения Тютчева