Деятельность Толстого-публициста (Творчество А. Н. Толстого (1883-1945))
Возвращение на родину становилось для А. Толстого насущной необходимостью: жить без родной почвы он не мог. В открытом письме Н. В. Чайковскому, который был одним из руководителей белой русской эмиграции, Толстой изложил мотивы своего решения: «Хоть гвоздик собственный вколотить в потрепанный бурями корабль». В недавно опубликованных мемуарах писателей-эмигрантов говорится еще об одном немаловажном соображении, побудившем не только Толстого, но и Горького к возвращению в Россию, — о состоянии их финансовых дел. Судьба уехавших складывалась нелегко. Многие подумывали о возвращении, но одних смущала мысль о неизбежных компромиссах с новой властью, другие опасались репрессий.
В августе 1923 г. Толстой с семьей возвращается в Петроград, а уже в октябре он посещает строительство Волховской гидроэлектростанции и пишет очерк «Волховстрой».
Толстой признавался: «Мне понадобились две свои собственные пятилетки, чтобы в новую эпоху стать новым писателем, перейти из мира гуманитарных идей в мир идей диалектического материализма».
Первое время после возвращения главной темой художественного творчества Толстого было изображение картин духовного обнищания и морального падения белой эмиграции. Им написаны рассказы «Рукопись, найденная под кроватью», «Похождения Невзорова, или Ибикус», роман «Эмигранты». Бывшие хозяева России, утратившие связь с Родиной, показаны Толстым без всякой симпатии: их пустая бессодержательная жизнь никчемна и унизительна, их отрицание новой России бесперспективно. Писатель вызывает к своим героям смешанное чувство жалости и презрения.
В середине 1920-х годов в творчестве Толстого появляется тема борьбы с фашизмом. Ей посвящены повесть «Убийство Антуана Риво» и второй научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина». Впрочем, определение «научно-фантастический роман» к этому произведению подходит лишь отчасти. В нем совместились признаки многих жанров. В целом оно звучит как литературный памфлет.
Инженер Гарин изобрел аппарат, способный во много раз расширить возможности человека. Нельзя не восхищаться даром научного предвидения Толстого. Через несколько десятилетий идея его героя была отчасти осуществлена лазерной техникой.
Инженер одержим фашистской идеей мирового господства. Свое выдающееся научное открытие он использует в собственных целях: для личного обогащения, для запугивания и уничтожения людей. Однако могучая техника Гарина и он сам оказываются бессильными перед идеей гуманизма и мира. Противостояние коммунист Шульга — инженер Гарин приводит к полному краху фашистских намерений последнего. Роман не потерял интереса и в дальнейшем, о чем свидетельствуют кино и телеинсценировки.
Продолжается работа Толстого и над исторической темой. В соавторстве с ученым-историком П. Е. Щеголевым он пишет пьесы «Заговор императрицы» (1924) и «Азеф» (1925). Со все большей определенностью выявляются общественные позиции Толстого: писатель спешит уверить власти в своей полной лояльности.
В подборке писательских откликов на резолюцию ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925) есть заявление: «…Художник должен стать органическим соучастником новой жизни. На нас, русских писателей, падает особая ответственность. Мы — первые».
Книги Толстого на историческую тему, об эмиграции и борьбе с фашизмом, безусловно, привлекли общественное внимание. Но для самого писателя главным, основным в его деятельности этого времени было художническое освоение новой действительности: «…Те новые типы, кому еще в литературе нет имени, кто пылал на кострах революции, кто еще рукою призрака стучится в бессонное окно к художнику, — все они ждут воплощения. Я хочу знать этого нового человека».
Первой попыткой воплощения подобных характеров были рассказы «Голубые города» (1925) и «Гадюка» (1928). Архитектор Буженинов мечтает о голубых городах будущего, где будут жить великолепные люди. Но пока его окружают мещане, не понимающие и не принимающие его мечты. В борьбе с ними Буженинов поджигает город обывателей. Таким же стихийным романтизмом отличается героиня повести «Гадюка» Ольга Зотова. Она — смелый, честный, чистый человек — отважно сражалась за новую жизнь в годы гражданской войны. Теперь, в условиях нэпа, в тяжкой атмосфере коммунальной квартиры, отравленной мещанскими сплетнями и склоками, жизнь для нее оказывается невыносимой.
Деятельность Толстого-публициста (Творчество А. Н. Толстого (1883-1945))