Диагностика уровня воспитанности школьника среднего звена
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно.
Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, Дети будут обречены на стихийное существование и развитие.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
конкретизировать цели воспитательной работы; дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности; обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника; обосновать выбор содержания и методов воспитания; соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом; видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:
Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности. Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях. Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:
отношение к учению; отношение к людям; отношение к самому себе; отношение к природе; отношение к труду; отношение к действительности.
Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но Ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.
Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Диагностика уровня воспитанности школьника среднего звена