Дидактический материал по русскому языку. 5 класс
Задание 1. Образуйте, если возможно существительные женского рода. Учитель, поэт, ткач, актер, писатель, журналист, инженер, скрипач, лыжник, машинист, агроном, летчик, композитор, чемпион, библиотекарь, разведчик. Объясните, почему от некоторых слов вы не смогли образовать имена существительные общего рода? За помощью можете обратиться к учебнику: с.270, §83) Задание 2. Найдите и устраните ошибки в словосочетаниях.
Объясните причины, способствующие распространению этого вида ошибок. Понаблюдайте, как данные словосочетания произносятся в вашей местности. Маленький мышь, вкусный яблок, трудное фамилие, мокрый полотенец, чистый простынь, железная рельса, ужасный насекомый, печеная картофель, огромная рояль, белый сирень, раскидистая тополь, горячее кофе.
Задание 3. Подберите к данным существительным прилагательные, запишите по образцу.
Образец записи: солнечнЫй Батуми. Сухуми, Баку, интервью, кенгуру, купе, Арагви, пианино, Осло, меню, Янцзы, Замбези, Миссисипи, МГУ, МОУ. (учебник: с.271 — 272, §83, упр. 691) Задание 4. Данные существительные не имеют единственного числа. Установите общность лексического значения групп этих существительных и подумайте, чем вызвано отсутствие у них формы единственного числа. Запишите свои 3 — 4 примера к словам каждой группы. 1. очки, вожжи, ножницы… 2. кудри, бусы, джунгли, клещи, счеты… 3. духи, консервы, макароны, чернила… 4. выборы, жмурки, переговоры, именины, прятки… 5. каникулы, сутки, будни… 6. Афины, Бермуды, Курилы, Карпаты… Задание 5. Объясните отсутствие множественного числа у следующих групп существительных, анализируя лексическое значение этих слов. Запишите 3 — 4 собственных примера к словам каждой группы. мудрость, красота, восхищение, глубина… крестьянство, ботва… песок, крупа, жир… Москва, Волгоград, Байкал, Эльбрус… Задание 6. Запишите стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утес». Укажите падеж и склонение существительных. Н.. чевала туч(?)ка з..лотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазур… вес.. ло играя; Но остался влажный след в м…рщине Старого утеса. Од.. ноко Он ст..ит, задумался глубоко, И т..хонько плач…т он в пустын.. Задание 7. Укажите падеж и склонение существительных. Посеять рож.. , верный сторож.., много луж.., веселая молодеж.., сдать багаж.., коробка груш.., подай карандаш.. , ночная тиш.., красивая реч.., с высоких круч.., идти по алле.., побывать в планетари.. , находиться в здании.., забыть о времен.., висеть на ветв.., на ветк.., писать в тетрадк.., в тетрад.. Задание 8. Выполни упражнение № 649, с. 254 — 255 (учебник под. ред. М. М. Разумовской, М: «Дрофа», 2000. Задание по типу «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст») Задание 9. Прочитай слова, соблюдая правильное ударение. Включите имена существительные в словосочетания. Случай, изобретение, молодежь, гражданство, ходатайство, средства, добыча, центнер, портфель, партер, приговор, договор, документ, инструмент. Обозначьте отвлеченные существительные буквой «о». Задание 10. Выполни упражнение № 693, с. 272 — 273 (учебник под. ред. М. М. Разумовской, М: «Дрофа», 2000. Задание по типу «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст») Задание 11. Выполни упражнение № 700, с. 275 (учебник под. ред. М. М. Разумовской, М: «Дрофа», 2000). Задание 12. Выполни упражнение № 652, с. 256 (учебник под. ред. М. М. Разумовской, М: «Дрофа», 2000).
Дидактический материал по русскому языку. 5 класс