Дидро и энциклопедисты. Анализ повести «Монахиня»
Дидро в течение четверти века стоял во главе грандиозного предприятия — издания знаменитой «Энциклопедии». Материализм Дидро далеко опередил философ систему Вольтера. Дидро стоял на пороге диалектического материализма.
Жизнь его полна самой напряженной борьбы, самой энергичной деятельности в области мысли и весь проста, бедна событиями в житейском течении. В 1750 издатель Лебретон пригласил его в качестве редактора «Энциклопедии».
Работа над ней захватила его. «Энциклопедия» издавалась 30 лет. Д’Аламбер не выдержал напряжения борьбы и отошел от руководства изданием. Дидро один довел дело до конца. В издании участвовали все просветители: Руссо писал статьи о музыке, Тюрго — о политэкономии, Бюффон — о естественных науках.
Статью «Разум» написал Вольтер. Монтескье дал интересную работу по эстетике . По вопросам религии писал Гольбах. «Энциклопедия» — огромное коллективное литературно-публицистическое, полемическое произведение, чем научный справочник в прямом смысле.
Папа Климент13 в специальном послании 1759 осудил «Энциклопедию» на сожжение. Французские иезуиты в память этого события выбили медаль с колоритной надписью «Попранная нечестивая мудрость». На медали были изображены глобус и книга., придавленные крестом.
Последний Вселенский собор под председательством папы Павла6 отменил Индекс.
Дидро больше, сем кто-либо из просветителей, занимался вопросами теории искусства. Музыка, живопись, скульптура, теория драматургии и сценического мастерства входили в круг его интересов. В эстетических трудах много тонких наблюдений, бесценных для художника и ценителя искусства.
Драматургическая теория Дидро — важнейший вклад в область театрального искусства. Реформа театра, задуманная Дидро, исходила прежде всего из полит задач. Искусство необходимо приблизить к жизни, из небесных сфер. Фантазии и иллюзий спустить на землю со всеми ее проблемами и конфликтами. Классицистическую трагедию Дидро предложил заменить новым жанром — драмой, посвятив ее современности и героям — простолюдинам.
В пьесы Дидро в качестве основного эмоционального средства воздействия на зрителя водит элемент чувствительности.
В 1760 Дидро написал роман «Монахиня», разоблачавший преступления церкви. Девушку Сюзанну Симонен, вопреки ее воле, определяют в монастырь. Девушка умна, красива, здорова, природа создала ее для жизни.
Общество, руководствуясь предрассудками, обрекает ее на аскетическое отречение от всех желаний и интересов.
Природа создала ее свободной. Общество, руководствуясь противоестественной моралью, заковало ее в кандалы. Все против нее. Игуменья Арпажонского монастыря преследует молодую девушку преступными притязаниями, питая к ней противоестественную страсть.
Сюзанна бежит из монастыря. Но перед ней грозная сила предрассудков. Теперь она становится человеком вне закона. Роман написан в форме записок — исповеди.
Героиня, как видит ее читатель, — чуткая. Отзывчивая, наивная, немножко склонная к рефлексии девушка. Она глубоко религиозна, и тем не менее каждый ее поступок, каждое движение ее сердца являются протестом против религии. Наивным простосердечием дышит каждая строка повести: все описания лаконичны, сведены до минимума.
Здесь нет многоцветных картин природы, нет лирических страниц, раскрывающих поэзию чувств. Перед нами достаточно сухая, почти протокольная запись.
Дидро и энциклопедисты. Анализ повести «Монахиня»