• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Динамизм образа лирического героя в поэтике Маяковского

 

Динамизм образа лирического героя в поэтике Маяковского

Очень значимыми в художественном мире Маяковского оказываются гипербола и литота. В них раскрывается и кошмар современной жизни, и вселенское одиночество, и избранность героя, и идея ценности человеческой личности, сопоставимая с высочайшими религиозными ценностями, и любые эмоции – любовь, тоска, отчаяние, жертвенные порывы, ревность, протест. Наконец, еще одна бросающаяся в глаза деталь поэтики раннего Маяковского – это динамизм образа. Мир Маяковского – это мир живых, движущихся и в движении раскрывающих свою душу и душу времени вещей. Так, кошмарная сущность “адища города” предстает в целой панораме динамичных олицетворений:

В дырах небоскребов, где горела руда, и железо поездов громоздило лаз – крикнул аэроплан и упал туда, где у раненого солнца вытекал глаз. И тогда уже – скомкав фонарей одеяла – ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна. (“Адище города”)

Олицетворение очень часто служит у Маяковского способом “привести в движение” неподвижные предметы или абстрактные понятия:

И с каплями ливня на лысине купола скакал сумасшедший собор… (“Несколько слов обо мне самом”)

Смелые новаторские идеи В. Маяковского в области поэтики оказали громадное влияние на развитие русской поэзии XX в.

Маяковский приветствовал приход большевиков к власти. Это не просто политический выбор – революция ослепила Маяковского, он воспринял ее как подлинное пришествие в жизнь будетлянской мечты, как воплощение великой утопии, провозвестниками которой были будетляне, как торжество единения людей, обретших свободу. Свой поэтический голос и талант Маяковский принес в дар этой освободительной силе: “Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось”. “Приходилось работать” и агитплакаты, и частушки, и киносценарии, и – чуть позднее – рекламные стихи. Маяковского захлестывал пафос реальной помощи революции – ив своих агитках он видел ту форму поэзии, которая служит преобразованию жизни, воплощая давнюю футуристическую мечту о действенном слове. Подлинный восторг и подлинная благодарность свершившемуся чуду революции изливаются в 1920 г. в поэму “Сто пятьдесят миллионов”. Уже ее название – это декларация отречения от себя, от своего авторства в эйфоричес-ком порыве как можно более полно слиться с революционной стихией и народом – всеми ста пятьюдесятью миллионами.

Здесь уже чувствуется тот сбой внутренней энергии поэзии Маяковского, который все явственнее проступит в его творчестве советской эпохи. Его благодарственный порыв к революции скоро обернулся в стихе несколько монотонной риторичностью, а свобода единения с революционной стихией уступила место заданности выполнения долга (поэмы “Владимир Ильич Ленин”, 1924; “Хорошо!”, 1927). Из поэзии Маяковского ушел ее трагедийный накал (исключение составляет вступление к поэме “Во весь голос”, 1930) – и приемы его ранней поэтики, автоматически воспроизводясь в новых стихах, уже не поражали своей взрывчатой силой. Маяковский агитировал в агитках, высмеивал недостатки в сатирах, прославлял революцию в поэмах и стихах, но произошло “размагничиванье магнита, когда в сохраненьи всей внешности ни песчинки не двигала подкова, вздыбливавшая перед тем любое воображенье и притягивавшая какие угодно тяжести ножками строк”. Поэзия Маяковского становится прагматичной. В “Приказе № 2 армии искусств” он формулирует задачу нового искусства: “Товарищи, дайте новое искусство – такое, чтобы выволочь республику из грязи”, и отказ от личного во имя общего. Спасительность слова “мы” довольно быстро обернулась противоположным – “я” не усиливалось своим слиянием с массой, с “мы”, а исчезало, уничтожалось в таком слиянии. Как и для многих прозревших, для Маяковского постепенно открывалась обманчивость обретенной свободы. В 1930 г. прозвучал тот выстрел, предчувствием которого еще в 1915 г. звучали строки поэмы “Флейта-позвоночник”:

Все чаще думаю – не поставить ли лучше точку пули в своем конце. Сегодня я на всякий случай даю прощальный концерт.

Всегда двусмысленно строить догадки на тему “смерть поэта”, особенно когда эта смерть внезапна и добровольна. Можно говорить об ужасе рухнувшей веры в революцию или о трагедии личного одиночества и непонятости, но в любом случае здесь неизбежны домыслы, память о поэте превращающие в сплетню о поэте. Смерть любого поэта – это всегда точка, поставленная не только в жизни, но и в творчестве. Всегда смертью автора по-новому преломляется написанное им, совершается переход поэзии в судьбу, и “точка пули”, поставленная Маяковским, независимо от мотивов, ее продиктовавших, просто окончательно подтверждает, что “искусство называлось трагедией. Трагедия называлась “Владимир Маяковский”.

Татьяна Пахарева кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Киевского национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Динамизм образа лирического героя в поэтике Маяковского

Другие сочинения по теме:

  1. В чем смысл бунта лирического героя поэмы Маяковского “Облако в штанах”? В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена...
  2. Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического...
  3. Опорные понятия по теме “Творчество В. Маяковского” По теме “Творчество В. Маяковского” предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: “лирический герой”, “остранение”, “пафос”, “метафора”, “тоническая система...
  4. Поэтическое бунтарство Владимира Маяковского I. Владимир Маяковский – лидер русского футуризма. (В. Маяковский – один из основателей и ярчайший поэт русского футуризма.) II. Футуризм...
  5. Тема противостояния героя и толпы в поэзии Маяковского В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, “кричащий”. Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых...
  6. Особенности лирического героя поэзии Есенина “Мои стихи – моя биография”, – писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на...
  7. Образ лирического героя в поэзии Лермонтова В 1836-1837гг. образ лирического героя в поэзии Лермонтова откровенно демифологизируется. Окружавший его сверхчеловеческий ореол исчезает, герой начинает ощущать свое родство...
  8. Эволюция лермонтовского лирического героя В стихотворении “Не верь себе” (1839) Лермонтов как бы заново обращается к романтической теме “поэт и толпа”, но с далеко...
  9. Революция в поэзии В. В. Маяковского Сочинения по литературе: Революция в поэзии В. В. Маяковского Едва ли среди подлинных художников слова мы найдем писателя или поэта,...
  10. Образ лирического героя в драме Блока “Песня Судьбы” Драма “Песня Судьбы” задает возможность поисков нового пути, как это было в ранних лирических драмах, именно в тот момент, когда...
  11. Сатира Маяковского Наша жизнь меняется Сатира Маяковского Наша жизнь меняется каждый день и вместе с ней меняется отношение к культуре, искусству, поэзии. Поэтому интересно было...
  12. Рифма Маяковского или как читать Маяковского Исполнение художественных произведений – это особый вид искусства, которое имеет свои законы. Чтец-исполнитель – это интерпретатор художественного произведения: средствами выразительного...
  13. Лирика Маяковского Как известно, лирика Лирика Маяковского Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается...
  14. Глубина чувства лирического героя в поэзии Владимира Сосюры Владимир Сосюра вошел в украинскую поэзию как певец нежности и любви. “Такой я нежный, такой тревожный”, – говорил он о...
  15. Лирическое и сатирическое начала в поэзии Маяковского Вообще же, лирическое и сатирическое начала, столь ярко контрастные и столь редко сочетающиеся в одном художнике,- это не единственный контраст...
  16. Талант Маяковского О, я хочу безумно жить: Все сущее Талант Маяковского О, я хочу безумно жить: Все сущее увековечить, Безличное вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! А. Блок Талант Маяковского до...
  17. Лирика современной России в поэзии Маяковского Маяковский вошел в сознание миллионов читателей как певец социалистической революции. Он приобрел широкую известность как автор замечательных стихов и поэм,...
  18. Краткое содержание поэмы Маяковского “Человек” На голове Маяковского ладонь солнца – священнослужителя мира, отпустителя всех грехов. Земля говорит ему: “Ныне отпущаеши!” Пусть глупые историки, науськанные...
  19. Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”;. (Восприятие, истолкование, оценка.) Маяковский В. В Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Почему-то Владимира Маяковского принято считать поэтом политического, агитационного и...
  20. “Революцией мобилизованный и призванный” (Образ поэта в лирике В. В. Маяковского.) Маяковский В. В “Революцией мобилизованный и призванный” (Образ поэта в лирике В. В. Маяковского.) В автобиографии “Я сам” под заголовком “Октябрь” Маяковский пишет:...
« “Доброта дороже богатства”. Методическая разработка классного часа в 1-2 классах
Иванченко Раиса Петровна »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения