Добро неуничтожимо в мире
Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, как исследователь человеческих душ. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных процессов исторического развития общества. С трагической мощью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаяние испытывает человек, борющийся за гуманное отношение между людьми, страдающий за униженных и оскорбленных. Романы Достоевского называют социально-философскими.
В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались Пушкин, Гоголь. Этой мучительной темой пронизан и роман Достоевского «Преступление и наказание».
Персонажи Достоевского обычно предстают перед читателем с уже сложившимися убеждениями и выражают определенную идею. Не составляют исключения и герои «Преступления и наказания». В романе и «маленькие люди» наделены определенной философской идеей. Это люди мыслящие, но задавленные жизнью. Например, Семен Захарыч Мармеладов.
Его разговор с Раскольниковым, разговор спившегося чиновника, по существу, монолог Мармеладова. Он стоит на одной идее, идее самоуничтожения. Ему и побои в наслаждение, и на отношение к нему окружающих как к шуту гороховому он приучает себя не обращать внимания, и ночевать он привык где придется.
Мармеладов не способен бороться за жизнь, за семью. Ему наплевать на семью, общество, да и на Раскольникова. Награда за все это — встающая картина «страшного суда», когда Всевышний примет Мармеладова и ему подобных «свиней» в царствие небесное именно за то, что ни единый из них «сам не считал себя достойным сего». «И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных… И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы!
Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но придите и вы!»… И прострет к нам руце свои и мы припадем…» Достоевский описывает безвольного пьянчугу, который довел жену до чахотки, пустил дочь по «желтому билету», но осуждая его, писатель одновременно взывает к людям. чо люди, возымейте к нему хоть каплю жалости, приглядитесь к нему, так ли уж он плох.
Ведь он несчастной женщине с тремя детьми «руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание»; впервые места лишился не по своей вине. Он больше всего мучается от сознания вины перед детьми. Так ли он плох этот «маленький человек»? Можно сказать, что его сделало таким общество, более равнодушное и жестокое, чем он сам в своем пьянстве. С супругой Мармеладова Катериной Ивановной Раскольников встречается всего четыре раза.
Но все четыре раза он наблюдает ее после сильных душевных потрясений. Сам он не вступал с нею в пространные речи, да и слушал-то вполуха. Но он уловил, что в ее речах звучит возмущение поведением окружающих, крик отчаяния, крик человека, которому некуда больше идти, но внезапно вскипает тщеславие, стремление подняться в собственных глазах, в глазах Раскольникова. Если с Мар-меладовым связана идея самоуничтожения, то с Катериной Ивановной связана идея самоутверждения. Мы видим, чем безнадежнее положение, тем безудержнее фантазия.
Она рассказывает об истории своей жизни с тщеславным преувеличением, видит себя в мечтах хозяйкой пансиона для благородных девиц. После того как ее выгоняют на улицу, она продолжает рассказывать всем о том, что ее дети с самыми аристократическими связями. А сама заставляет их побирушничать. Мы видим, что любая попытка внутренне выстоять в тех условиях, на которые обречены люди, не удается.
Не помогает ни самоуничижение, ни самоутверждение, пусть даже с помощью вранья. Человек неизбежно разрушается морально, а затем гибнет физически. Но самоутверждение Катерины Ивановны перекликается с мыслью Раскольникова о праве избранных на особое положение, о власти над всеми людьми. Дело в том, что супруга Мармеладова не избранный человек.
Она показана Достоевским пародийно. Путь непомерной гордыни приводит ее на улицу. Она просто тот «маленький человек», о котором мы говорим сегодня. И мания величия Катерины Ивановны не снижает ее трагизма.
Безусловно, писатель говорит о ее судьбе с большой горечью. Еще один персонаж романа входит в число «маленьких людей». Это Петр Петрович Лужин. Этот тип не способен на самоуничижение, на безмерное самоутверждение путем гордыни, он не способен на убийство, он не исповедует никаких демократических идей. Лужин, наоборот, за господство эгоистических отношений, отношений чисто буржуазных, нечеловеческих.
Идеи Лужина ведут к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в их душе. Раскольников хорошо понимает это: «… правда ль, что вы сказали вашей невесте… в тот самый час, когда от нее согласие получили, что всего больше рады тому… что она нищая… потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать… и попрекать тем, что она вами облагодетельствована?..» Только собственная выгода, карьера, успех в свете волнуют Лужина. Он готов унижаться, унижать, отдавать все и всех за свое благополучие, забирать последнее ради своей выгоды. Но он не будет убивать, он найдет массу способов, трусливых и подлых, чтобы раздавить человека безнаказанно. Во всей полноте это проявляется в сцене поминок.
Такой персонаж выведен Достоевским как олицетворение того мира, который ненавистен Рас-кольникову. Именно лужины толкают на гибель мармеладовых, заставляют идти на панель молодых девушек. Тип лужиных, тип подлых и низких «маленьких людей», которым никогда не будет места ни в одном обществе. Федор Михайлович Достоевский создал широкое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально вглядываясь в душу так называемого «маленького человека». Он открыл в нем не только страдания, но и подлость, трусость и жажду наживы, как у господина Лужина.
Он открыл в нем безнадежность и самоуничтожение, как у Мармеладова, и безмерную пагубную гордыню, как у Катерины Ивановны. Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека. И все искания писателя направлены на создание лучших, достойных звания человека условий жизни. «Достоевского является моим любимым произведением литературы второй половины XIX века. В романе «Преступление и наказание» писатель крупным планом показал жизнь «маленького» человека, задавленного нищетой и безысходностью.
Не случайно в произведении, действие которого разворачивается в Петербурге, не упоминается Знаменитый Невский проспект, ведь обездоленные живут в трущобах. Петербург Достоевского не похож на гордый и прекрасный «град Петров», о котором пишет Пушкин. Вот один из сумеречных пейзажей. Получив от Алены Ивановны Деньги, Раскольников направляется в распивочную, расположенную в каком-то подвале.
Отвратительная еда, духота «и все это до того пропитано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно в пять минут сделаться пьяным». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, убитого горькой нищетой и пьянством: «А коли не к кому, Коли пойти больше некуда?» Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в смрад распивочных. Беднота в романе, если у нее есть средства, живет в доходных домах. Вот дом Козеля, где живут Мармеладовы. Маленькая закопченная дверь вела в комнату десяти шагов длиной.
По всей комнате разбросано детское белье, озаряемое огарком свечи. Обстановка комнаты очень бедная: два стула, ободранный диван, некрашеный кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней. Удел «маленьких» людей, обитающих в подобных квартирах, — вечная нищета.
Один из самых ярких образов униженных людей — Катерина Ивановна, жена Мармеладова. Достоевский рисует нам «ужасно похудевшую» женщину со следами былой красоты. Она постоянно Кашляет, взгляд ее резок и неподвижен. Дети Катерины Ивановны — это ее страдание, потому что она бессильна им помочь. Самой маленькой нет шести лет.
Раскольников видит ее спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись головой в диван». Самой старшей девочке девять лет. Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что Может быть какая-то другая, более счастливая жизнь.
Соня Мармеладова во имя них «продала» себя, но не намного лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, которая из-за брата и матери выходит замуж на господина Лужина. Женщина, чем-то похожая на Катерину Ивановну, бросается с моста в реку. А сама Катерина Ивановна живет лишь воспоминаниями о том, что она офицерская дочь, воспитывалась в благородном пансионе, где получила по окончании золотую медаль. Она безнадежно тешит себя мечтами о том, что сможет открыть свой пансион, а Соню возьмет к себе в помощницы.
Злая судьба заставляет ее искать защиты у генерала, но напрасно. Обезумевшая мать ведет детей на улицу для представления, уговаривает их петь и плясать, кричит на них, а затем на людей, окружающих ее, за то, что они ничего не подают. Дети убегают, она кидается за ними в погоню, но падает, захлебываясь Кровью, и в исступлении бросает вызов Богу. Отказываясь от священника, она говорит: «Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!
А не простит, так и не надо!..»Раскольников жалеет и понимает людей, которые попали в беду. Он дает деньги семье Мармеладова, хотя сам не намного богаче их, защищает униженную девочку, не принимает поступок своей сестры, выходящий замуж во многом, чтобы помочь своему брату. Именно из-за таких людей, униженных и оскорбленных, он совершает свое преступление.
Но Достоевский показывает, что, убивая одного человека, не поможешь ты и другим. Ведь Раскольников, убивая старуху, убивает ее бедную сестру, кроткую и несчастную женщину. Да, горестная картина жизни «униженных и оскорбленных» предстает перед нами в романе «Преступление и наказание».
В этом произведении показывается масса обездоленных людей, на долю которых выпали несчастье, обиды, хотя они, может быть, их и не заслужили. Самое страшное, что эти люди никому не нужны, их жизнь никого не волнует. Такое положение «униженных и оскорбленных» — боль самого Достоевского.
Вступиться за обездоленных — вот что созревает в сознании читателя при знакомстве с этими произведениями. Несмотря на то, что роман Ф. М. Достоевского написан более 130 лет назад, проблемы «униженных и оскорбленных» существуют в России до сих пор, я думаю, что в России сейчас найдется много людей, влачащих такое же жалкое существование, как главные герои романа «Преступление и наказание».
Добро неуничтожимо в мире