Дом
Понятие «дом» означало для Цветаевой особый уклад жизни. Она воспринимает Дом как живое существо, преданное и понимающее. Именно об этом говорится в стихотворении «Наша зала» . «Зала» — действующее лицо лирики Марины Цветаевой.
Зала — наперсница, любящая и добрая советчица уже повзрослевшей героини, изведавшей первые сомнения и разочарования. Неслучайно автор сравнивает ее с заботливой няней: Мне тихонько шепнула вечерняя зала Укоряющим тоном, как няня любовно: — Почему ты по дому скитаешься, словно Только утром приехав с вокзала? Большую часть стихотворения составляет монолог залы, в котором чувствуется тревога за судьбу героини: «Я слежу за тобою внимательным взглядом, / Облегчи свою душу рассказом нескорым!» Зала, словно близкий человек, сострадает героине: «О, не бойся меня, не противься упрямо: / Как столетняя зала внимает не каждый!» В эти тягостные минуты одиночества ей не с кем разделить свою муку, некому излить свою душу. И зала утишает ее боль: «Все скажи мне, как все рассказала однажды / Мне твоя одинокая мама». Стихотворение «Прости» волшебному дому» было написано в пору прощания с отчим домом.
Скорая разлука предельно обостряет чувства, делая роднее и ближе каждую деталь и примету в облике родного дома: Темный узор на портьере, С медными ручками двери… В эти минуты последние Все полюбилось, как встарь. Дом бережно хранит в себе все . Там же обретается сонм юношеских надежд — неясных, пленительных, сверкающих, будто «светлые замки из инея».
Возгласы эти и песенки, Чуть раздавался звонок! …………………………. И через залу по лесенке Стук убегающих ног. «Прости» в названии этого стихотворения означает не столько прощание, сколько благодарность дому за все его «небывалые весны» и «дивные зимы». Героиня обязана дому яркостью, незабываемостью первых, ранних жизненных впечатлений. В цветаевском стихотворении 1913 года «Ты, чьи сны еще непробудны…». ее героиня предчувствует, что судьба родимого дома будет горестной.
Она предвидит не просто гибель какого-то дома , но и всего олицетворяемого им мира красоты, гармонии, духовности: Будет скоро тот мир погублен, Погляди на него тайком, Пока тополь еще не срублен И не продан еще наш дом. Грядущие потрясения звучат в этих словах. «В переулок сходи Трехпрудный, / Если любишь мои стихи». И потому так настойчива мольба-просьба поэта: «Умоляю — пока не поздно, / Приходи посмотреть наш дом!», «Этот мир невозвратно-чудный / Ты застанешь еще, спеши!»
Дом