Достоевский и Некрасов: материалы для сопоставления
В литературоведческих исследованиях не раз говорилось об использовании Достоевским самых различных материалов как автобиографического, так и литературного характера. Постараемся проследить путь художественной мысли писателя, проанализировав стихотворение Н. А. Некрасова «До сумерек» и «Сон об истязании лошади» из романа » Преступление и наказание».
Фрагменты стихотворения
Под жестокой рукой человека Чуть жива, Безобразно тоща, Надрывается Лошадь-калека Непосильную ношу влача. — … Клячонка стояла Полосатая вся от кнута…
Фрагменты эпизода
Но теперь, странное дело, в большую Такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская Клячонка…
… Клячонка дергает изо всей силы, Но не только вскачь, а даже и шагом-то Чуть-чуть может справиться…
Как видим, и Некрасов, и Достоевский описывают слабую, беззащитную «клячонку», которая не в состоянии справиться с «непосильной ношей». Связь стихотворения с эпизодом очевидна, более того, наблюдаются явные лексические совпадения.
У Некрасова описываемое животное называется «лошадь-калека», «клячонка». У Достоевского тоже употребляется слово «клячонка». Создавая образ избиваемой лошади, писатель употребляет существительные с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами: «кобыленка», «лошаденка», с помощью которых, с одной стороны, подчеркивается невозможность бедного животного защитить себя, с другой стороны, показано сочувствие и сострадание автора и его героя к бедной «лошаденке».
Использованы Достоевским и некоторые некрасовские эпитеты. У Некрасова лошадь «чуть жива», «безобразно тоща», у Достоевского — «маленькая, тощая… клячонка», «издыхающая кобыленка», «…этака лядащая кобыленка».
С помощью художественных определений писателю удается создать образ замученного, доведенного до смерти, беззащитного животного, которое вызывает жалость и сострадание маленького Раскольникова. Писатель показывает все самое чистое, доброе, человеческое, что есть в герое романа.
И вновь обратимся к фрагментам анализируемых произведений.
Фрагменты стихотворения
Вот она зашаталась и стала… «Ну!» — погонщик полено схватил — И уж бил ее, бил ее, бил!
Фрагменты эпизода
…клячонка… кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее, как горох… Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к лошаденке сечь ее с боков… Миколка вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской… со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха…
Миколка бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом…
При описании орудий истязания писателями используется прием градации. У Некрасова называется «кнут», «полено», у Достоевского — «три кнута», «оглобля», «шесть кнутов», «железный лом». Во сне упоминается еще одно орудие убийства — топор: «Топором ее, чего! Покончить с ней разом, — кричит третий».
Герой, переживая увиденный сон, отождествляет себя с Миколкой: «Неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ее череп…» Наяву позднее Раскольников топором убивает старуху процентщицу и Лизавету.
Обратим внимание на отношение некрасовского лирического героя и маленького Раскольникова к происходящему.
Фрагменты стихотворения
Я сердился — и думал уныло: «Не вступиться ли мне за нее?» В наше время сочувствовать мода. Мы помочь бы тебе и не прочь, Безответная жертва народа, — Да себе не умеем помочь…
Фрагменты эпизода
…Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут…
Мальчик, единственный сочувствующий, пытается сначала спасти несчастную лошадь, а потом отомстить за нее, бросаясь на Миколку…
Лирического героя Некрасова возмутила увиденная картина, но это явно рефлексирующий герой, остающийся «внутри себя» . Маленький Раскольников в эпизоде пытается защитить несчастную лошадь и бросается с «кулачонками» на истязателя.
Сходными в эпизоде и стихотворении является и ответная реакция народа, наблюдающего происходящее.
Фрагменты стихотворения
…Это праздных прохожих Смешило, Каждый вставил словечко свое…
Фрагменты эпизода
…Вдруг Хохот раздается залпом и покрывает все…
— Живуча! — кричат кругом.
— Сейчас беспременно падет, братцы, тут ей и конец! — кричит из толпы любитель.
Писатели изображают равнодушную толпу, у Достоевского она даже озлобленная и злорадствующая. Но в эпизоде романа «Преступление и наказание» из толпы слышатся голоса, осуждающие действия Миколки:
«- Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! — кричит один старик из толпы.
— Видано ль, чтобы така лошаденка таку поклажу везла, — прибавляет другой…
— Заморишь! — кричит третий…»
Подводя итоги своих наблюдений, мы приходим к следующим выводам. Стихотворение Н. А. Некрасова «До сумерек» представляет собой бытовую зарисовку, заостренную социально-психологически. Достоевский создает картину символическую.
Некрасовские художественные образы, использованные Достоевским в контексте эпизода и всего романа и подвергнутые творческой переработке, становятся образами-символами.
1. От безымянного погонщика у Некрасова к жестокому Миколке, имеющему в романе своего антипода под таким же именем.
2. От некрасовской «лошади-калеки», «клячонки» к «лошаденке», «кобыленке», «клячонке» и далее в романе к изображению несчастной Катерины Ивановны
3. От «кнута» и «полена» к «трем кнутам», «оглобле», «шести кнутам», «железному лому» и «топору», которым совершается преступление.
4. От некрасовских «плачущих, кротких глаз» к «глазам савраски» к «глазам» Лизаветы и Сони Мармеладовой.
5. От смеющейся толпы у Некрасова к равнодушной, хохочущей, поющей песню, злорадствующей толпе в эпизоде «Сон об истязании лошади» и к смеющейся, любопытной публике, наблюдающей за Катериной Ивановной и ее детьми на улице Петербурга.
6. Отсутствие осуждающих жестокость в некрасовском стихотворении и народная точка зрения на происходящее во сне Раскольникова и в самом романе .
Достоевский и Некрасов: материалы для сопоставления