Драма «Бесприданница»
В пьесах Островского фамилии персонажей часто значимы, говорящи. Так, например, в «Грозе»: «воюющий с бабами» Дикой, домашний диктатор Марфа Кабанова, безвольный Тихон, лихой на девок и на язык Кудряш. Значение имени Катерина — «чистая», Варвара — «грубая», Фекла — «Бог, слава».
Подумайте, какой смысл вложен в фамилии героев «Бесприданницы», если по словарю В. И. Даля кнур — «боров, кабан, хряк»; паратый — «сильный, хищный зверь»; карандыш «коротышка, недоросток». Значения имен: Юлий — имя римского императора, полководца Юлия Цезаря; Лариса — греческое «чайка»; Харита — цыганское «прелестница». Поразмышляйте и над тем, исчерпываются ли характеры персонажей вышеназванными характеристиками? Обратите также внимание, по каким признакам характеризуются действующие лица пьесы? Почему Робинзон — единственный герой, о котором ничего не сказано?
В афише «Бесприданницы» важно и указание драматурга на то, что действие происходит в настоящее время. Действие I. Явления 1-4. Введение в исходную ситуацию. Что мы узнаем из явлений 1-3 о Кнурове, Вожеватове, семье Огудаловых? Каким предстает Карандышев со слов Вожеватова (явл.
2)? Явление 4. Почему Карандышев позволяет себе такой тон в разговоре с Ларисой? Какой смысл вкладывает Лариса в понятие «идеал мужчины»?
Явление 7. Как Паратов реагирует на известие о предстоящем замужестве Ларисы? Обратите внимание на ремарку Островского и знаки препинания в первых фразах Сергея Сергеевича: «Лариса выходит замуж! Что ж… Бог с ней! Это даже лучше».
Уже в I действии в диалоге Кнурова и Вожеватова появляется ведущий мотив пьесы — товар и его цена; драматизм ситуации в том, что товаром в данном случае является живой человек — Лариса. Начало завязки — приезд Паратова. Обратите внимание, что уже в явлении 4 два раза произносится слово смерть: Лариса. …Это мнение умрет со мною. Карандышев. …Тут так высоко, что умрешь прежде, чем долетишь до земли. Действие II.
Явления 1, 2, 7. Проследите развитие мотива купли-продажи. Явление 6. Почему Карандышев не хочет выполнить просьбу Ларисы и уехать в деревню? Завершением завязки можно считать явление 8 и явление 11 . В явлении 4 действия I Карандышев в ответ на рассказ о смелости Паратова замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел». .
Лариса возражает: «Нет, и сердце есть». Дальнейшие события, разворачивающиеся в пьесе, можно рассматривать и как борьбу за сердце Паратова. Ларису этот человек покорил не столько внешним блеском, сколько широтой души. Но Лариса, как и всякая влюбленная девушка, скорее видит Паратова таким, каким создало его ее влюбленное воображение , а не того, который есть в действительности. В явлении 6 действия I, рассказывая о гонках на «Ласточке», Сергей Сергеевич бросает презрительно: «Иностранец, голодранец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то…» Однако душа Паратова уже в кабале у этой самой арифметики: «Ведь я чуть было не женился на Ларисе — вот бы людей-то насмешил!» Диалог Паратова и Ларисы в явлении 8 можно рассматривать, как пародийный: Паратов разыгрывает оскорбленного героя-любовника из какого-нибудь модного романса. В его речи и Шекспир, и «кроткие нежные взгляды», и уж совсем театральное «о женщины, ничтожество вам имя!» — все «атрибуты» «науки страсти нежной» .
В речи Паратова снова «всплывает» мотив купли-продажи: «Уступить я вас могу…» И действительно, уступает, но только «попользовавшись». Карандышев же, обладающий «единственным, но дорогим», по мнению Ларисы, достоинством — любовью к ней, для Паратова даже и не человек: «Топорщился тоже, как и человек…» Его можно раздавить походя, не глядя, не задумываясь о тех страданиях, что причиняешь тем самым любимому человеку — Ларисе. «А кому нужно, что ты терзаешься?» — говорит дочери «опытная» Харита Игнатьевна. Действие III. Трагедия Карандышева в том, что в своих потугах «быть на высоте» он не осознает того, насколько он смешон и жалок.
Подумайте, как и в чем Карандышев, стремясь подражать Паратову, тем самым пародирует его ? Почему Лариса, вначале «нерасположенная петь», поддается на просьбы гостей ? Явления 11-12 — кульминация пьесы.
Пение Ларисы произвело на Паратова совершенно неожиданное действие, тронуло лучшие струны его души. Он действительно искрен в своем признании — любовь снова заговорила в его сердце. Но… Паратов сам не обманывается на свой счет: благородные чувства всего лишь шевелятся в его душе, но не более .
Подумайте, почему Лариса согласилась ехать с Паратовым? Явление 14 — прозрение Карандышева: «Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?» Действие IV.
Явление 7 — психологическая развязка. Лариса проиграла борьбу: «мечтанья с глаз долой, и пала пелена». «Идеал мужчины» развенчан. Но Лариса платит и за собственные иллюзии и ошибки. Найдите в словах Ларисы (явл.
7: «Что вы говорите!» и т. д.) фразу, которую в действительности Паратов никогда не произносил. Основной мотив всей пьесы — тема купли-продажи в явлении 6, наконец, «материализуется»: Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому достанется Лариса. А незадолго до этого, видя «незавидное положение» Ларисы, Вожеватов восклицает: «Что делать-то! Мы не виноваты, наше дело сторона» .
Действительно ли только Паратов — виновник трагедии Ларисы? Соберите «разоблачительное досье» на Кнурова и Вожеватова. Явление 11 — фактическая развязка. Сцена очень важная с психологической точки зрения. До этого в явлении 9 единственное желание Ларисы — » простить и умереть «, но она не решается на последний шаг.
Предложение Кнурова ей омерзительно: «Роскошь, блеск… нет, нет, я далека от суеты… Разврат… ох, нет…» Появляется Карандышев, и Лариса вымещает на нем всю свою боль и горечь: предательство Паратова, цинизм Кнурова и Вожеватова , свои несбывшиеся надежды. Не случайно Карандышев говорит ей: «Что вы, что вы, опомнитесь!» Лариса словно в бреду, она действует по принципу: чем хуже , тем лучше: «…я вещь! Наконец, слово для меня найдено, вы нашли его. Каждой вещи своя цена есть… Ха-ха-ха… я слишком дорога для вас!» В пьесе Островского рядом с Ларисой — четверо мужчин, но все они, такие разные, едины в Одном стремлении — сделать Ларису своей собственностью: «…я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».
Некоторые критики упрекали Островского за «неестественность», «немотивированность» последней сцены пьесы, в которой Лариса всех прощает и благословляет. Согласны ли вы с ними? Единственный раз, когда Лариса нежно обращается к Карандышеву, называет его милый — это после выстрела.
За что она благодарит его? Почему последняя ремарка пьесы — «громкий хор цыган»? В «Грозе» действие длится около двух недель, в «Бесприданнице» — менее суток.
Подумайте, чем вызван такой динамизм действия?
Драма «Бесприданница»