Драматургия — высочайшее достижение Леси Украинки
Первые драматические произведения появились в последние годы XIX столетия, а под конец жизни они стали доминирующими в литературно-творческой деятельности автора: всего за 18 лет писательница написала свыше 20 таких произведений, которые по своему объему значительно превышают объем всех ее лирических и эпических произведений, вместе взятых. Обращение к драматургии как жанру было обусловлено внешними обстоятельствами и внутренними нуждами индивидуальности Леси Украинки. В творческих поисках нужной формы для выражения идей и чувств писательница закономерно пришла к драматургии, точнее — к сотворению таких драматических жанров, которые давали ей возможность раскрыть человеческие страсти, борьбу убеждений, мыслей, стремлений.
Именно в оригинальных драмах, драматических поэмах и диалогах полнее проявился ее могущественный художественный гений, ее острый философского склада ум, ее необъятная широта видения мира.
Возьмем В качестве примера драматическую поэму «В катакомбах». Это Сочинение называется одним из величайших в мировой литературе. Действие поэмы отнесено в века христианской эры. Место действия — подземелье.
Главные герои — епископ, дьякон и дияконис, старые и молодые рабы и слуги. Среди них — мужественный раб Неофит. Значит, что Леся придерживается исторической достоверности в раскрытии проблем давно прошлых лет.
И то только на первый взгляд. Хотя в поэме нет ни одного намека на ее связь с современностью, однако она полностью направлена на отечественную действительность, в частности в ней отражены события 1905 года, которые вошли в историю под названием «кровавое воскресенье». В одном из писем, датированном 1906 годом, писательница, упоминая работу над поэмой, указала: -«Я давно думала над тем, что настоящая форма христианства является логическим и фатальным следствием его первоначальной формы…
С каких пор появился в мире епископат и первые начала ее церковной иерархии, с того времени епископы заговорили своеобразным языком, который сохранился вплоть до современного архиерейства…» их язык льстивый, он, в сущности, является обманной проповедью смирения и рабской покорности. Неофит — раб, он укрывает лживость и лицемерие епископа. Он приходит к возражению религии и провозглашению цельной жизни:
…Я пойду за волей против рабства,
Я выступлю за правду против вас…
Резкую критику христианство испытало и в «Вавилонском плену», и в «На руинах», «Три минуты», и других произведениях. Новый взгляд на Гужу подает Леся и драматическом этюде «На поле боя». Предателя Христа она изображает как циника, что продал своего учителя как товар.
Следует отметить, что мировые темы и проблемы драматург всегда раскрывал по-своему. Для этого она пользовалась образами из древнего мира из далеких краев как большими обобщениями. Доказательством этого является Сочинение «Каменный хозяин», где талантливая писательница соответственно своей философии создает образ Долорес как просвет между каменными тучами и разными примерами, которых много в пьесе. Сильнейшие вещи Леси — «Оргия», «Лесная песня», «Боярыня».
Произведения свидетельствуют о том, что автора интересовали разные проблемы: патриотизм людей, в котором не надо искать проявлений национального эгоизма; любовь к природе; разногласие между человеческой чистотой, душевным качеством и красотой и мещанством, ограниченность; руина человеческих душ и тому подобное.
О чем Бы не писала Леся, всюду ощутимо проявление ее таланта. Драматические произведения писательницы можно назвать ее талантом. Драматические произведения писательницы можно назвать ее бриллиантовым венцом, в котором отразились разными красками ее философские помыслы.
Драматургия — высочайшее достижение Леси Украинки