Древнегреческая лирика
В процессе исторического развития на территории Древней Греции возникли полисы , внутри которых человек, ранее ощущавший себя частью общины, стал развиваться как личность. На таком фоне в древнегреческой литературе появились лирика и драма, обращенные к миру личности. Этот этап истории античной литературы принято называть классическим .
Термин «лирика» происходит от древнегреческого слова «lirikos», переводимого как «исполняемый на лире» или «поющийся под лиру». В течение многих столетий древние греки обозначали им вовсе не стихи, а песни, исполнявшиеся под музыкальный аккомпанемент. Такая «родословная», естественно, наложила свой отпечаток и на поэзию, которая со временем выделилась из песни: древнегреческие стихи не столько рассказывают, сколько «поют» о человеческой душе. Признанной мастерицей подобного «пения» слыла в Элладе поэтесса Сапфо .
Главной темой ее стихотворений была любовь. Воспевая «сладко-горькую» любовную страсть как источник наслаждения и страдания, поэтесса часто передавала смятение человеческой души через телесные ощущения:
Но немеет тотчас язык, под кожейБыстро легкий жар пробегает, смотрят, Ничего не видя, глаза, в ушах же — Звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь, дрожьюЧлены все схвачены, зеленееСтановлюсь травы, и вот-вот как будтоС жизнью прощусь я.
В то время как лирика Сапфо передавала драматизм любовных переживаний, стихи знаменитого древнегреческого поэта Анакреонта описывали любовные чувства в игриво-шутливом, подчас ироничном тоне. Этот поэт был также известен своими застольными песнями, прославлявшими радости земного бытия. В Древней Греции нашлось немало желающих писать подобные стихи. Так возникла анакреонтика — игривая увеселительная поэзия, получившая продолжение в европейской литературной традиции, откуда мода на нее пришла и в Россию.
Увлечение анакреонтикой русская литература пережила на рубеже XVIII-ХIХ вв.
Древнегреческая лирика