Древнейшее упоминание о песни, восхваляющей Роланда
«Песнь о Роланде» — древнейший памятник французского героического эпоса, дошедший до нас в относительно законченном виде. Известны девять различных списков «Песни», из которых наиболее древним и законченным является так называемый Оксфордский список, именуемый так по месту, где он был найден (Оксфордская библиотека).
Оксфордская рукопись, считающаяся наиболее полной — сплошной стихотворный текст, не разбитый на отдельные главы, состоящий из 289 неточных строф, так называемых лэес, или тирад. Число стихов в строфе неодинаковое — от 7 до 17 и больше. Общее число стихов 4002. Стихи соединены ассонансами. В конце большинства строф стоит восклицание «аой», значение которого до сих пор не выяснено, быть может, это рефрен, а быть может — сокращенное обозначение музыкального мотива, исполнявшегося в качестве аккомпанемента к «Песни», По иному толкованию, восклицание «аой» — испорченное или диалектологическое слово, переводимое как «вперед».
Видимо, этот текст «Песни» был записан около 1170 г. К этому времени «Песнь» существовала уже как художественное произведение, оформившееся и в устной передаче и письменно. Но каким именно было это произведение, что в нем существовало до текста 1170 г. и что возникло в этом тексте впервые — установить невозможно.
То, что текст был записан в Англии, объясняется известным фактом: языком англо-нормандского придворного общества XII в. был язык старофранцузский, и многие произведения французской литературы для этого общества были родными и понятными. Вернее, англо-нормандская придворная литература в XII в. просто не ощущалась как литература нефранцузская: и, кругом своих тем и стилем она составляла общий фон средневековой французской культуры. Эта культура существовала на огромном (для сознания средневекового человека) пространстве — от Прованса до Лондона, от Бретани до Лотарингии.
«Эту теснейшую связь англо-нормандской культурно-политической жизни с французской отметил и Маркс, указывая, что в XII в. «…старофранцузский язык господствовал при дворе и в судебных собраниях Англии…». Установить точную дату создания «Песни о Роланде» еще невозможно. Именно в этой области мнения специалистов особенно разноречивы. В основном выдвигаются три приблизительные даты возникновения «Песни о Роланде» — либо IX в., эпоха Каролингов, к которой относится событие, описанное в «Песни», либо начало XII в., когда тема «Песни» — борьба против сарацин — могла ожить в связи с развертывавшимися крестовыми походами, либо собственно XI в., когда французские рыцари приняли деятельное участие в борьбе за очищение Пиренейского полуострова от завоевателей-мавров.
Древнейшее упоминание о песни, восхваляющей Роланда, встречаем в английской хронике XII в. «Деяния английских королей». В этой хронике указано, что в день исторического сражения при Гастингсе (1066), в котором англосаксы были разбиты герцогом Нормандским — Вильгельмом Завоевателем, нормандские воины пели какую-то песнь о Роланде, «дабы воинственный пример сего мужа распалил бойцов». Англо-нормандский поэт Васе сохранил даже имя легендарного менестреля — рыцаря Тайлефера, который, распевая «Песнь о Роланде», скакал во главе нормандской конницы, примером своим и песней побуждая товарищей к мужеству.
Очевидно, «Песнь» бытовала в рыцарской среде задолго до 1170 г., когда она была записана или когда на основе ее было создано некое совершенно новое, художественно самостоятельное произведение. Надо полагать, что народные сказания о Роланде — племяннике Карла Великого — были в какой-то степени собраны и обработаны неизвестным автором. Очевидно, оставшийся неизвестным воин или клирик (вернее, воин) ХИ столетия записал и сюжетно организовал материал, известный ему ранее, и обогатил его ярким опытом своей жизни или тем, что он слыхал в своей среде о крестовых походах на Восток и об экспедициях против испанских мавров.
«Песнь» оканчивается упоминанием о некоем Турольдусе: но был ли он автором поэмы, неясно, так как смысл этой последней строки не расшифрован окончательно. Конечно, за время своего долгого существования в качестве устного предания «Песнь» не могла не измениться. Важно усвоить, что между приблизительной датой ее записи или создания (XII в.) и годом события, изображенного в «Песни» (778), лежат четыре столетия, сильно изменившие весь облик средневековой Европы.
Древнейшее упоминание о песни, восхваляющей Роланда