Дума о Марусе Богуславке: вечная проблема выбора
Каждый человек стремится к внутренней гармонии. Но едва ли такая гармония достижима. Часто случаются ситуации, когда внутри человека точатся спор ума и сердца, между любовью к себе и альтруизмом, между обязанностью перед родиной и личными интересами. К сожалению, не так часто люди выходят достойно из этой ситуации.
Проблема выбора в широчайшем понимании — проблема на самом деле вечна, ведь даже в древнейших текстах народного эпоса эта проблема также освещена.
Народные думы — отдельный особый жанр. Это тексты, которые исполнялись под музыкальный аккомпанемент. Жаль, что теперь искусство исполнения не настолько распространенно, как это было когда-то. И мы имеем возможность только читать тексты дум, а не слушать их.
Я могу только воображать, какое впечатление оказывали грустные и протяжные строки дум в живом исполнении кобзаря, если такое сильное впечатлении они оказывают даже в печатном виде.
Удивительно и не удивительно вместе с тем, что настолько давний и простой текст содержит глубокий смысл, общечеловеческую проблематику и сугубо народную историю.
Дума о Марусе Богуславке — это сочинение вместе с тем и об исторических событиях, и про сложный выбор. Текст думы не повествует об этом, но мы можем предположить, что за свой поступок Маруся была наказана турецким ханом. Это самопожертвование?
Да. И еще одно. Я несколько раз перечитал эту думу, прежде чем понять одну важную, как по мне, деталь: «…в той темницы было семьсот бедных невольников».
Семьсот. Я так ярко представлял себе, как сомневалась девушка, прежде, чем совершить поступок опасный для нее самой, но приносящий добро… Теперь я начинаю сомневаться и сам: прав ли я, когда думаю и разгадываю свои внутренние сомнения.
Едва ли они были, как теперь мне кажется. В нашем современном мире, к счастью, нам не знакомы такие проблемы, такие ситуации, выбор такого рода. И даже в мирное время мы ощущаем что-то такое невыразимое, что можно назвать «голосом рода» или «голосом крови».
Вероятно, что-то подобное звучало в душе Маруси, когда она освобождала невольников, называя их «братьями». Сумели бы вы? Наверное, нет. Едва ли в такой ситуации можно быть неуверенным в правильности своих действий.
Проблема выбора? Проблема обязанности, моральной, внутренней. Безусловно, а.
Символично то, что описанные события происходят на Пасху. А еще, как не удивительно, поступок Маруси не выглядит «героическим». Не шокирует, не приводит в удивление, как все героическое. Я кажется естественным, наверное, каждому читателю.
Маруся не возвращается домой вместе с освобожденными, она даже просит передать ее родителям, чтобы не выкупали ее из неволи. Я вижу в этом не душевную силу осознать это, ведь осознать о себе что-то подобное, наверное, непросто, и не отсутствие душевной силы возвратиться, убежать. В этом, по моему мнению, трагедия человека. Удивительно, что, говоря об этой думе, читатели чаще всего только подчеркивают смелый, достойный внимания поступок девушки, не обращают внимания на ее личную трагедию.
Оторванность от собственной земли, какая это обреченность жить в другой вере, на чужой земле… Мы не можем этого понять из-за не типичности ситуации для современности. Мы можем только представлять, что чувствует человек на месте Маруси.
Но даже представлять такого не хочется.
На самом деле тексты народного творчества кажутся мне неисчерпаемыми. Сколько бы ни перечитывал такую простую по форме народную песню, ты никогда не увидишь всех деталей, никогда не постигнешь всех нюансов тогдашней действительности, того мировосприятия, никогда не откроешь все вопросы, которые стоят между строк. А тем более — никогда не сможешь дать себе ответы на все те вопросы, которые скрываются между строк народных текстов.
Тем интереснее становится народное творчество. И очень жаль, когда эти бездонные с точки зрения содержания и красоты тексты недооцениваются!
Дума о Марусе Богуславке: вечная проблема выбора