Душа, воплощенная в песне
Урок-концерт в 8-м классе
Уроки, посвященные русской народной песне, проведенные в начале учебного года, явились приглашением в мир многообразного народного песенного творчества, более глубокое проникновение в который продолжалось во внеклассной работе учителей музыки и литературы.
Новое содержание литературного образования не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором мы живем. Особое место в нашей региональной программе отводится литературному творчеству казаков и теме казачества. Расширяя представления учащихся о русской народной песне, обращаемся к песенному творчеству донских казаков. Своеобразным завершением нашей совместной с восьмиклассниками работы стал урок народной казачьей песни, посвященный дню рождения М. А. Шолохова, который очень любил и хорошо знал песни донского края и использовал их в своих произведениях.
Этот урок задумывался как праздник, во время которого учащиеся смогут показать свои знания по теме, проявить индивидуальные творческие способности и приобщиться к гению М. А. Шолохова. Поэтому все — и внешний вид ребят, и убранство зала, и оформление сцены — было подчинено этой цели. Перед началом урока в зале звучали записи русских народных песен. На стенах — плакаты:
Какова песня — таковы слова Когда пир, тогда и песни Песня — правда, сказка — ложь Полпесенки спела — половина дела Какая девка, такая о ней припевка
Установлены стенды, рассказывающие о жизни и творчестве великого писателя Дона, и стенды с рисунками учащихся, изображающими природу донского края, и иллюстрациями к прочитанным произведениям.
На сцене — цветная фотография М. А. Шолохова, живые цветы, плакат с высказыванием писателя: «Песня — это не писаная, а спетая история народа. Песни, если они сложены народом, никогда не отступают от правды».
На одной стороне сцены — журнальный столик, на нем — ваза с цветами. По обе стороны столика — стулья для учителей литературы и музыки.
На другой стороне сцены — четыре стула для чтецов.
На урок было отведено два часа. Он представляет собой три взаимосвязанные части:
литературно-музыкальная композиция; беседа с учащимися; музыкальные игры и конкурсы.
Ход урока
1-й ведущий . Писатель, чье имя известно всему миру, родился и вырос на донской земле. С ней он связал и литературную судьбу.
И в трудные годы, и в счастливые дни эта земля питала его талант жизнетворными соками, давала силу, как сказочному Антею. Редкому художнику дано так сродниться со своей землей, так раствориться в ней, что само имя его стало неотделимо от воспетого им края, от великого тихого Дона, на берегу которого стоит Дом Михаила Александровича Шолохова.
Чтецы.
— Мы говорим Шолохов — и видим невообразимо красивую лазоревую задонскую степь, где на пушистых клеверах и медовых луговых кашках лежит тяжелая роса…
— Мы видим, как скачет внамет, вздымая дальнюю пыль, молодой и горячий всадник, и поднимается к синему небу гордый и смелый орел.
1-й ведущий. Мы говорим Дон — и перед нами одно из самых притягательных имен XX столетия — Михаил Шолохов.
2-й ведущий . Любовь к отчему краю, к родной земле, с которой ты связан и повенчан на веки вечные от первого крика до последнего вздоха. Как ее выразить?..
С вишневыми зорями и закатами, на терпком полынном ветру люди впитывали в себя все, что лежало вокруг, уходило далеко в трагические, мужественные годы истории донского казачьего края, чтобы потом со всей силой своего таланта отдать, вернуть своей земле и любовь, и ласку уже в песнях, где русская душа, удаль, отвага, молодечество и разгулье нашли себе гнездо широкое и привольное.
1-й ведущий. Наш сегодняшний урок народной казачьей песни мы посвящаем Михаилу Александровичу Шолохову. С фотографии смотрит на нас веселый и мудрый человек, с удивительно живыми, умными глазами с лукавинкой, бесконечно любящий свой донской край и его песни.
Чтец. Девятилетним мальчиком уезжал Миша Шолохов в Москву для продолжения учебы в частной мужской гимназии.
Сытые лошади легко вынесли бричку на гору, у кургана остановились. Миша взошел на курган и, опершись на яблоньку, долго смотрел на ставший ему родным хутор. Там оставались шумные и азартные военные игры, разноголосые ярмарки по воскресным дням, хуторские кони, на которых он уже лихо скакал, и старинные казачьи песни о старинных походах, о горькой судьбе казака на чужбине, о «разродимой сторонушке» и о том, как «по Дону гуляет казак молодой».
2-й ведущий. Донская казачья песня… Она самобытна и неповторима, как сам батюшка тихий Дон. Веками отбиралось и сохранялось истинно народное, мудрое, нестареющее. Сокровищница русского языка обогащалась здесь, в станицах и хуторах, живым, искрометным словом, выразительной энергией, сочным юмором.
В полную силу емкое, образное слово зазвучало в песенном народном творчестве, в донском фольклоре.
Чтецы.
— В станицу Вешенскую как-то приехал Государственный ансамбль песни и пляски донских казаков. Артистам хотелось «опробовать» народные казачьи песни перед станичниками, посоветоваться с Шолоховым.
— Выступление проходило в переполненном доме культуры. Пришел и Михаил Александрович. Он внимательно и строго слушал каждую песню.
А в антракте зашел за кулисы к руководителям ансамбля, заговорил о казачьей песне.
— Михаил Александрович с живостью стал вспоминать, где и когда он слышал ту или иную песню, читал наизусть тексты, напевал отдельные места. Позже один из руководителей ансамбля — Анатолий Николаевич Квасов — говорил: «Я диву давался, сколько он песен знает! И как знает!»
Чтец. Борьба России против наполеоновской агрессии вошла в историю нашей родины как одна из наиболее ярких и героических ее страниц.
Русский народ был един в своем порыве защищать родину. Поднялись крестьяне различных губерний России, поднялся казачий Дон. 26 полков казачьего ополчения за короткий срок выставили донцы на поле брани.
Михаил Кутузов писал атаману Матвею Платову: «Услуги, оказанные вами Отечеству, не имеют примеров. Вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона».
1-й ведущий. Старинная русская река, батюшка тихий Дон. Он полон жизни и силы.
Столетиями складывали о нем легенды, сказания, чарующие своей поэтичностью, глубиной и размахом песни. По признанию Михаила Александровича, эти старинные казачьи песни вдохновляли его при работе над «Тихим Доном», и одна из них стала эпиграфом, запевом шолоховского эпоса.
Ой, ты наш батюшка Тихий Дон! Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь? А как мне, тиху Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, ключи бьют, Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.
Не только эта, но и многие другие казачьи народные песни включил писатель в свой Роман. Они сопровождают мирную жизнь, противостоят войне, характеризуют быт и историю края и помогают углубиться в духовный мир главного героя, Григория Мелехова.
Чтец. «Словно что-то оборвалось внутри Григория… Внезапно нахлынувшие рыдания потрясли его тело, спазма перехватила горло. Глотая слезы, он жадно ждал, когда запевала начнет, и беззвучно шептал вслед за ним знакомые с отроческих лет слова: «Атаман у них — Ермак, сын Тимофеевич, есаул у них — Асташка, сын Лаврентьевич…» Над черной степью жила и властвовала одна старая, пережившая века песня.
Она бесхитростными, простыми словами рассказывала о вольных казачьих предках, некогда бесстрашно громивших царские рати… И в угрюмом молчании слушали могучую песню потомки вольных казаков, позорно отступившие…»
1-й ведущий. Сейчас вы услышите песню, с которой тоже встречается читатель на страницах «Тихого Дона». Ее исполняют на свадьбе Григория.
Слова песни воспринимаются как своеобразная иносказательная история жизни главного героя.
2-й ведущий. По свидетельству специалистов, на Дону пели и поют около четырех тысяч песен. Радуясь и печалясь о делах нынешних, люди в народных песнях несут дню завтрашнему правдивый рассказ о былом.
И сегодня поют о Степане Разине, о Емельяне Пугачеве, об Игнате Некрасове, о Матвее Платове. Атаманы, есаулы, хорунжие, простые казаки — все войско Донское в песнях. Но не только о значительных событиях рассказывают они, многие песни — это картины жизни обыденной, в которых отражаются нравственные законы человеческой жизни. Эти правила чисты и прекрасны. Верность, братство, любовь, бескорыстие, трудолюбие, смелость — вот что извечно воспевал народ.
Зависть и корысть, трусость и лень, ложь — вот что судил высшей мерой.
В течение целого года мы с вами общались с многообразным миром народного песенного творчества. И на этом уроке мне, да и вам, я думаю, было бы интересно узнать, насколько хорошо вы знакомы с этим необыкновенным миром поэзии и музыки.
Музыкальная эстафета «Продолжи мелодию»
В этой музыкальной «эстафете» песня передается от одного участника команды другому. Запевает ведущий.
Ведущий. Вдоль по улице метелица метет…
1 уч. За метелицей мой миленький идет.
2 уч. Ты постой, постой, красавица, моя,
3 уч. Дозволь наглядеться, радость, на тебя.
Ведущий . На твою ли на приятну красоту…
4 уч. На твое ли да на белое лицо,
5 уч. Ты постой, постой, красавица моя,
6 уч. Дозволь наглядеться, радость, на тебя.
Может быть предложена любая песня кем-нибудь из присутствующих, тогда он выступает в роли ведущего.
Музыкальная викторина «Угадай мелодию»
Команде нужно назвать песню, прозвучавшую в грамзаписи, исполнении ведущего или участника команды соперника.
Задания для 1-й команды:
1. «Дубинушка»
2. «Узник»
3. «Со вьюном я хожу»
Задания для 2-й команды:
1. «Тонкая рябина»
2. «Вечерний звон»
3. «Пойду ль, выйду ль я»
Музыкальный аукцион «Кто больше знает песен»
Участники по очереди называют песни, в которых поется о живой природе . На обдумывание дается 30 секунд.
.
Выигрывает та команда, участники которой знают больше таких песен, причем название песни может заменить ее исполнение .
Перед началом этой игры ведущий говорит о великой любви к природе, окружающему миру, живущей в душе народа и выраженной в песне.
Музыкальное лото
Участники команд выбирают карточки с номерами 1 и 2, на которых, соответственно, записаны первая и вторая половины куплета народной песни. Зачитываются или поются сначала слова с карточки № 1. В команде соперника подбирается ее вторая половина. Куплет исполняется.
Каждая из команд после этой игры исполняет одну из песен .
1-й ведущий. Посмотрите, пожалуйста, на плакаты с пословицами. Как вы понимаете эти мудрые изречения?
Приведите примеры известных вам казачьих песен, которые бы подтверждали смысл пословиц.
1-й ведущий .
— Какую песню вы могли бы спеть, раскрывая смысл пословицы «Когда пир, тогда песня».
— Какой пословице близко по смыслу высказывание М. А. Шолохова: «Песня — это не писаная, а спетая история народа. Песни, если они сложены народом, никогда не отступают от правды».
1-й ведущий. Всем известна песня «Посею лебеду на берегу». Иллюстрацией к какой пословице она может быть? О какой же девушке поется в песне?
Ребята отвечают, что героиня этой песни смелая, лукавая, трудолюбивая девушка. Она умеет любить и хочет быть любимой.
2-й ведущий. Поэтична донская земля! Образ ее запечатлен в гениальном «Слове о полку Игореве». Дону, его многоцветному приволью посвящены великолепные строки Александра Сергеевича Пушкина.
Необычное по силе художественной выразительности описание степи оставил нам в наследство Антон Павлович Чехов.
А в песнях звучит поэтическая и музыкальная душа народа, живущего на этой прекрасной земле.
1-й ведущий. » Хорошо поют на Дону, — говорил Михаил Александрович Шолохов, — как много у нас по-настоящему талантливых людей…» И вся донская земля бесконечно благодарна писателю за то, что он сумел понять, разгадать душу ее народа и раскрыть ее перед читателем в своих произведениях.
Чтец. » Старуха медленно поднялась, посмотрела на стоявшего в отдалении Михаила Александровича.
— Шолохов? — недоверчиво спросила она. — Тот самый, который про Тихий Дон написал?
Озаренная луной старая казачка стояла молча, не спуская глаз с писателя. Потом прислонилась к белой стене хаты и сказала властно:
— Подойди сюда.
И писатель с мировым именем, Художник, чьими творениями восхищается весь мир, покорно подошел к старой женщине.
— Наклони голову, — сказала старуха, задыхаясь от слез. — Дай я тебя поцелую, родной ты наш…»
1-й ведущий. Наш последний в этом году урок литературы и музыки был посвящен дню рождения великого писателя земли донской Михаила Александровича Шолохова…
2-й ведущий. …и народной казачьей песне.
1-й ведущий. В заключение нам бы хотелось услышать ответ на наш последний вопрос: чем близки были М. А. Шолохову и интересны нам, современным слушателям, казачьи народные песни?
Учащиеся говорят о том, что в казачьих народных песнях заключена правда жизни, рассказывается о человеке и его чувствах, мыслях, стремлениях, правда о народе и его истории. В песне отражается душа ее создателя — народа, в них заключен «гений чистой красоты». Этим и близки они были М. А. Шолохову, этим интересны они современным слушателям.
Литература к уроку
Воронов В. Гений России. Страницы биографии М. А. Шолохова. М.: АО «Цветная печать», 1995.
Закруткин В. Цвет лазоревый: Страницы о Михаиле Шолохове. М.: Сов. Россия, 1975.
Народное творчество Дона. Кн. 1. Ростов н/Д.: Ростиздат, 1952.
Песни над Доном. Ростов н/Д., 1980.
Русская слава. Песни о защите Отечества. Для баяна или аккордеона.
М.: Музыка, 1972.
Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. М., 1988.
Сивоволов Г. Михаил Шолохов. Страницы биографии. Ростов н/Д., 1995.
Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-7 классов. М., 1991.
Шолохов М. А. Жизнь. Описание событий в романах и других произведениях. Воспоминания. Документы. Фотоальбом.
2-е изд. М.: Планета, 1989.
Душа, воплощенная в песне