• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Душа, воплощенная в песне

 

Душа, воплощенная в песне

Урок-концерт в 8-м классе

Уроки, посвященные русской народной песне, проведенные в начале учебного года, явились приглашением в мир многообразного народного песенного творчества, более глубокое проникновение в который продолжалось во внеклассной работе учителей музыки и литературы.

Новое содержание литературного образования не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором мы живем. Особое место в нашей региональной программе отводится литературному творчеству казаков и теме казачества. Расширяя представления учащихся о русской народной песне, обращаемся к песенному творчеству донских казаков. Своеобразным завершением нашей совместной с восьмиклассниками работы стал урок народной казачьей песни, посвященный дню рождения М. А. Шолохова, который очень любил и хорошо знал песни донского края и использовал их в своих произведениях.

Этот урок задумывался как праздник, во время которого учащиеся смогут показать свои знания по теме, проявить индивидуальные творческие способности и приобщиться к гению М. А. Шолохова. Поэтому все — и внешний вид ребят, и убранство зала, и оформление сцены — было подчинено этой цели. Перед началом урока в зале звучали записи русских народных песен. На стенах — плакаты:

Какова песня — таковы слова Когда пир, тогда и песни Песня — правда, сказка — ложь Полпесенки спела — половина дела Какая девка, такая о ней припевка

Установлены стенды, рассказывающие о жизни и творчестве великого писателя Дона, и стенды с рисунками учащихся, изображающими природу донского края, и иллюстрациями к прочитанным произведениям.

На сцене — цветная фотография М. А. Шолохова, живые цветы, плакат с высказыванием писателя: «Песня — это не писаная, а спетая история народа. Песни, если они сложены народом, никогда не отступают от правды».

На одной стороне сцены — журнальный столик, на нем — ваза с цветами. По обе стороны столика — стулья для учителей литературы и музыки.

На другой стороне сцены — четыре стула для чтецов.

На урок было отведено два часа. Он представляет собой три взаимосвязанные части:

литературно-музыкальная композиция; беседа с учащимися; музыкальные игры и конкурсы.

Ход урока

1-й ведущий . Писатель, чье имя известно всему миру, родился и вырос на донской земле. С ней он связал и литературную судьбу.

И в трудные годы, и в счастливые дни эта земля питала его талант жизнетворными соками, давала силу, как сказочному Антею. Редкому художнику дано так сродниться со своей землей, так раствориться в ней, что само имя его стало неотделимо от воспетого им края, от великого тихого Дона, на берегу которого стоит Дом Михаила Александровича Шолохова.

Чтецы.

— Мы говорим Шолохов — и видим невообразимо красивую лазоревую задонскую степь, где на пушистых клеверах и медовых луговых кашках лежит тяжелая роса…

— Мы видим, как скачет внамет, вздымая дальнюю пыль, молодой и горячий всадник, и поднимается к синему небу гордый и смелый орел.

1-й ведущий. Мы говорим Дон — и перед нами одно из самых притягательных имен XX столетия — Михаил Шолохов.

2-й ведущий . Любовь к отчему краю, к родной земле, с которой ты связан и повенчан на веки вечные от первого крика до последнего вздоха. Как ее выразить?..

С вишневыми зорями и закатами, на терпком полынном ветру люди впитывали в себя все, что лежало вокруг, уходило далеко в трагические, мужественные годы истории донского казачьего края, чтобы потом со всей силой своего таланта отдать, вернуть своей земле и любовь, и ласку уже в песнях, где русская душа, удаль, отвага, молодечество и разгулье нашли себе гнездо широкое и привольное.

1-й ведущий. Наш сегодняшний урок народной казачьей песни мы посвящаем Михаилу Александровичу Шолохову. С фотографии смотрит на нас веселый и мудрый человек, с удивительно живыми, умными глазами с лукавинкой, бесконечно любящий свой донской край и его песни.

Чтец. Девятилетним мальчиком уезжал Миша Шолохов в Москву для продолжения учебы в частной мужской гимназии.

Сытые лошади легко вынесли бричку на гору, у кургана остановились. Миша взошел на курган и, опершись на яблоньку, долго смотрел на ставший ему родным хутор. Там оставались шумные и азартные военные игры, разноголосые ярмарки по воскресным дням, хуторские кони, на которых он уже лихо скакал, и старинные казачьи песни о старинных походах, о горькой судьбе казака на чужбине, о «разродимой сторонушке» и о том, как «по Дону гуляет казак молодой».

2-й ведущий. Донская казачья песня… Она самобытна и неповторима, как сам батюшка тихий Дон. Веками отбиралось и сохранялось истинно народное, мудрое, нестареющее. Сокровищница русского языка обогащалась здесь, в станицах и хуторах, живым, искрометным словом, выразительной энергией, сочным юмором.

В полную силу емкое, образное слово зазвучало в песенном народном творчестве, в донском фольклоре.

Чтецы.

— В станицу Вешенскую как-то приехал Государственный ансамбль песни и пляски донских казаков. Артистам хотелось «опробовать» народные казачьи песни перед станичниками, посоветоваться с Шолоховым.

— Выступление проходило в переполненном доме культуры. Пришел и Михаил Александрович. Он внимательно и строго слушал каждую песню.

А в антракте зашел за кулисы к руководителям ансамбля, заговорил о казачьей песне.

— Михаил Александрович с живостью стал вспоминать, где и когда он слышал ту или иную песню, читал наизусть тексты, напевал отдельные места. Позже один из руководителей ансамбля — Анатолий Николаевич Квасов — говорил: «Я диву давался, сколько он песен знает! И как знает!»

Чтец. Борьба России против наполеоновской агрессии вошла в историю нашей родины как одна из наиболее ярких и героических ее страниц.

Русский народ был един в своем порыве защищать родину. Поднялись крестьяне различных губерний России, поднялся казачий Дон. 26 полков казачьего ополчения за короткий срок выставили донцы на поле брани.

Михаил Кутузов писал атаману Матвею Платову: «Услуги, оказанные вами Отечеству, не имеют примеров. Вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона».

1-й ведущий. Старинная русская река, батюшка тихий Дон. Он полон жизни и силы.

Столетиями складывали о нем легенды, сказания, чарующие своей поэтичностью, глубиной и размахом песни. По признанию Михаила Александровича, эти старинные казачьи песни вдохновляли его при работе над «Тихим Доном», и одна из них стала эпиграфом, запевом шолоховского эпоса.

Ой, ты наш батюшка Тихий Дон! Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь? А как мне, тиху Дону, не мутну течи!

Со дна меня, тиха Дона, ключи бьют, Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.

Не только эта, но и многие другие казачьи народные песни включил писатель в свой Роман. Они сопровождают мирную жизнь, противостоят войне, характеризуют быт и историю края и помогают углубиться в духовный мир главного героя, Григория Мелехова.

Чтец. «Словно что-то оборвалось внутри Григория… Внезапно нахлынувшие рыдания потрясли его тело, спазма перехватила горло. Глотая слезы, он жадно ждал, когда запевала начнет, и беззвучно шептал вслед за ним знакомые с отроческих лет слова: «Атаман у них — Ермак, сын Тимофеевич, есаул у них — Асташка, сын Лаврентьевич…» Над черной степью жила и властвовала одна старая, пережившая века песня.

Она бесхитростными, простыми словами рассказывала о вольных казачьих предках, некогда бесстрашно громивших царские рати… И в угрюмом молчании слушали могучую песню потомки вольных казаков, позорно отступившие…»

1-й ведущий. Сейчас вы услышите песню, с которой тоже встречается читатель на страницах «Тихого Дона». Ее исполняют на свадьбе Григория.

Слова песни воспринимаются как своеобразная иносказательная история жизни главного героя.

2-й ведущий. По свидетельству специалистов, на Дону пели и поют около четырех тысяч песен. Радуясь и печалясь о делах нынешних, люди в народных песнях несут дню завтрашнему правдивый рассказ о былом.

И сегодня поют о Степане Разине, о Емельяне Пугачеве, об Игнате Некрасове, о Матвее Платове. Атаманы, есаулы, хорунжие, простые казаки — все войско Донское в песнях. Но не только о значительных событиях рассказывают они, многие песни — это картины жизни обыденной, в которых отражаются нравственные законы человеческой жизни. Эти правила чисты и прекрасны. Верность, братство, любовь, бескорыстие, трудолюбие, смелость — вот что извечно воспевал народ.

Зависть и корысть, трусость и лень, ложь — вот что судил высшей мерой.

В течение целого года мы с вами общались с многообразным миром народного песенного творчества. И на этом уроке мне, да и вам, я думаю, было бы интересно узнать, насколько хорошо вы знакомы с этим необыкновенным миром поэзии и музыки.

Музыкальная эстафета «Продолжи мелодию»

В этой музыкальной «эстафете» песня передается от одного участника команды другому. Запевает ведущий.

Ведущий. Вдоль по улице метелица метет…

1 уч. За метелицей мой миленький идет.

2 уч. Ты постой, постой, красавица, моя,

3 уч. Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Ведущий . На твою ли на приятну красоту…

4 уч. На твое ли да на белое лицо,

5 уч. Ты постой, постой, красавица моя,

6 уч. Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Может быть предложена любая песня кем-нибудь из присутствующих, тогда он выступает в роли ведущего.

Музыкальная викторина «Угадай мелодию»

Команде нужно назвать песню, прозвучавшую в грамзаписи, исполнении ведущего или участника команды соперника.

Задания для 1-й команды:

1. «Дубинушка»

2. «Узник»

3. «Со вьюном я хожу»

Задания для 2-й команды:

1. «Тонкая рябина»

2. «Вечерний звон»

3. «Пойду ль, выйду ль я»

Музыкальный аукцион «Кто больше знает песен»

Участники по очереди называют песни, в которых поется о живой природе . На обдумывание дается 30 секунд.

.

Выигрывает та команда, участники которой знают больше таких песен, причем название песни может заменить ее исполнение .

Перед началом этой игры ведущий говорит о великой любви к природе, окружающему миру, живущей в душе народа и выраженной в песне.

Музыкальное лото

Участники команд выбирают карточки с номерами 1 и 2, на которых, соответственно, записаны первая и вторая половины куплета народной песни. Зачитываются или поются сначала слова с карточки № 1. В команде соперника подбирается ее вторая половина. Куплет исполняется.

Каждая из команд после этой игры исполняет одну из песен .

1-й ведущий. Посмотрите, пожалуйста, на плакаты с пословицами. Как вы понимаете эти мудрые изречения?

Приведите примеры известных вам казачьих песен, которые бы подтверждали смысл пословиц.

1-й ведущий .

— Какую песню вы могли бы спеть, раскрывая смысл пословицы «Когда пир, тогда песня».

— Какой пословице близко по смыслу высказывание М. А. Шолохова: «Песня — это не писаная, а спетая история народа. Песни, если они сложены народом, никогда не отступают от правды».

1-й ведущий. Всем известна песня «Посею лебеду на берегу». Иллюстрацией к какой пословице она может быть? О какой же девушке поется в песне?

Ребята отвечают, что героиня этой песни смелая, лукавая, трудолюбивая девушка. Она умеет любить и хочет быть любимой.

2-й ведущий. Поэтична донская земля! Образ ее запечатлен в гениальном «Слове о полку Игореве». Дону, его многоцветному приволью посвящены великолепные строки Александра Сергеевича Пушкина.

Необычное по силе художественной выразительности описание степи оставил нам в наследство Антон Павлович Чехов.

А в песнях звучит поэтическая и музыкальная душа народа, живущего на этой прекрасной земле.

1-й ведущий. » Хорошо поют на Дону, — говорил Михаил Александрович Шолохов, — как много у нас по-настоящему талантливых людей…» И вся донская земля бесконечно благодарна писателю за то, что он сумел понять, разгадать душу ее народа и раскрыть ее перед читателем в своих произведениях.

Чтец. » Старуха медленно поднялась, посмотрела на стоявшего в отдалении Михаила Александровича.

— Шолохов? — недоверчиво спросила она. — Тот самый, который про Тихий Дон написал?

Озаренная луной старая казачка стояла молча, не спуская глаз с писателя. Потом прислонилась к белой стене хаты и сказала властно:

— Подойди сюда.

И писатель с мировым именем, Художник, чьими творениями восхищается весь мир, покорно подошел к старой женщине.

— Наклони голову, — сказала старуха, задыхаясь от слез. — Дай я тебя поцелую, родной ты наш…»

1-й ведущий. Наш последний в этом году урок литературы и музыки был посвящен дню рождения великого писателя земли донской Михаила Александровича Шолохова…

2-й ведущий. …и народной казачьей песне.

1-й ведущий. В заключение нам бы хотелось услышать ответ на наш последний вопрос: чем близки были М. А. Шолохову и интересны нам, современным слушателям, казачьи народные песни?

Учащиеся говорят о том, что в казачьих народных песнях заключена правда жизни, рассказывается о человеке и его чувствах, мыслях, стремлениях, правда о народе и его истории. В песне отражается душа ее создателя — народа, в них заключен «гений чистой красоты». Этим и близки они были М. А. Шолохову, этим интересны они современным слушателям.

Литература к уроку

Воронов В. Гений России. Страницы биографии М. А. Шолохова. М.: АО «Цветная печать», 1995.

Закруткин В. Цвет лазоревый: Страницы о Михаиле Шолохове. М.: Сов. Россия, 1975.

Народное творчество Дона. Кн. 1. Ростов н/Д.: Ростиздат, 1952.

Песни над Доном. Ростов н/Д., 1980.

Русская слава. Песни о защите Отечества. Для баяна или аккордеона.

М.: Музыка, 1972.

Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. М., 1988.

Сивоволов Г. Михаил Шолохов. Страницы биографии. Ростов н/Д., 1995.

Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-7 классов. М., 1991.

Шолохов М. А. Жизнь. Описание событий в романах и других произведениях. Воспоминания. Документы. Фотоальбом.

2-е изд. М.: Планета, 1989.



Душа, воплощенная в песне

Другие сочинения по теме:

  1. Особенности пространственно временной организации в «Песне о Нибелунгах» Около 1200 г. Представляет собой поэму состоящую из 39 песен или авантюр, насчитывающую около 10000 стихов, объединенных в строфы по...
  2. Сочинение по песне «Бьется в тесной печурке огонь…» Песню «Бьется в тесной печурке огонь» можно назвать, пожалуй, одной из самых известных песен Великой Отечественной войны. Она давно уже...
  3. Идея гармонии человека и природы в «Лесной песне» Леси Украинки «Проблемная философская драма-феерия «Лесная песня» — неповторимо прекрасна мыслями и мечтами, глубокими идеями и благородными чувствами, музыкальностью языка и красотой...
  4. В чем смысл жизни по «Песне о Соколе» «Безумству храбрых поем мы песню.'» М. Горький Максим Горький приходит в литературу страстным романтиком, зовущим в неведомые дали, к необычным...
  5. Михаил Александрович Шолохов Практикум Задание 1 Групповые задания I. Подготовьте небольшое сообщение о рассказе «Жеребенок» из цикла «Донские рассказы», опираясь на вопросы и...
  6. Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича» Поэма 1837 года «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в контексте всего творчества поэта воспринимается...
  7. Сценарий внеклассного мероприятия «Душа сегодня роскошествует…» (по творчеству Василия Будничного) Ведущий. Уважаемые друзья! Мы собрались с вами на праздник Слова. Слова, из которого рождается мудрость, Слова правдивого честного, благородного, которое...
  8. «РОССИИ ДУША» (Сценарий-конкурс для праздника русского костюма) Фабула сценария дается в сокращенном варианте. Здесь умышленно выпущен авторский обыгрыш конкретных коллективов. Так как в каждом отдельном случае подставляются...
  9. Творческий путь М. А. Шолохова Имя Шолохова сегодня воспринимается неоднозначно. Лауреат Нобелевской премии, писатель мирового уровня, в лучшем своем творении «Тихий Дон», отразившем народную жизнь...
  10. Он и она (по «Песне над песнями» Соломона) Он Какая ты прекрасная, моя ты подруженька, какая ты хорошая! Твои глаза словно голубиные! Она Какой ты прекрасный, о мой...
  11. Музыкальная рецитация мотива в «Лесной песне» Музыкальная рецитация веснушек — это своего рода эксплицитное повторение космогонической, это «знак», что «уведомляет» о новом творении мира. А одним...
  12. Интересные подробности жизни и творчества М. А. Шолохова Еще в 20-е годы, когда в печати стали появляться первые книги «Тихого Дона», поползли слухи о том, что Шолохов не...
  13. «Душа хранит» В предисловии к первому своему поэтическому сборнику «Волны и скалы» Николай Рубцов писал: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни...
  14. «Душа душна» Деньги. Деньги правят миром. Деньги могут все. Если бы люди относились к деньгам, как к средству существования, то богатые были...
  15. «Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странник» Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести «Очарованный странник». О прожитой...
  16. Душа русского крестьянина в «Записках охотника» Тургенев — первый среди русских писателей — показал живые души, души простых крестьян, в которых вековой гнет не убил лучших...
  17. Гитара — живая душа андалузской песни Обратившись к исконному и излюбленному жанру испанской народной поэзии — романсу, Лорка, как и всякий большой поэт, не воспроизводит, а...
  18. Система образов в романе Ролана «Очарованная душа» Замысел «Очарованной души» возник и зрел у Роллана давно, еще в те годы, когда не был закончен «Жан-Крйстоф». Фантазия художника,...
  19. Родинна душа (твір по оповіданню А. П. Чехова «Туга») Антон Павлович Чехов — великий майстер і художник слова. Він здатний передати у маленькому оповіданні все життя людини. «Писати талановито,...
  20. «Душа становилась легче…» Об одном рассказе Юрия Буйды Господи! Почему это зол человек когда так хорошо, так прекрасно быть добрым? «У нас чижики...
« Кошка Марыся
Роль прилагательных в тексте »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения