«Дух неволи» в Петербурге по роману Достоевского «Преступление и наказание»
А. С. Пушкин Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик.
Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из «Белых ночей»; Раскольникову же ближе другая, вторая столица — сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, темные дворы, черные лестницы. Герой просто не замечает города, он слишком поглощен своими думами, мыслями, переживаниями. Ему знаком только такой Петербург: «…духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу.»
Родион живет в коморке, «которая походила более на шкаф, чем на квартиру». И, лежа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: «вонь», «духота», как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Раскольниковым: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…» Здесь Петербург уже как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила.
Великолепная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что все ее сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот еще и город маленького человека — Мармеладова, титулярного советника, которого мы встречаем уже «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками». В пьянстве он пытается утопить реальность жизни, хотя сам четко сознает пагубность этого занятия.
Трагедия Мармеладова — трагедия и окружающих его людей. Теперь о пригородах. В фантастическом сне Раскольникова пригород — большой кабак, где всегда «…орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели…» Но ведь реальность ничуть не лучше: Соня Мармеладова, раздавленный копытами лошади Мармеладов.
«Маленькие люди» описаны и Гоголем. В Петербурге Гоголя есть те же «серые, желтые и грязно-зеленые дома» с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнет хоть «один луч света». В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданным для счастья людей.
Об этом думает Раскольников, идя на убийство: «он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях».
В начале романа в этом самом городе, в жаркий июльский день, мы встречаем бредущего в тоске молодого человека, как потом выясняется, бывшего студента Родиона Раскольникова. «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Что же это за вопрос, так замучивший РаскольниковаУже с первых страниц романа мы узнаем, что этот человек «покусился на какое-то дело, что месяц назад зародилась у него некая «мечта», когда он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко, подарок сестры Дуни. Так в голове Раскольникова возникла и с неимоверной скоростью стала разрастаться мысль об убийстве Алены Ивановны этой жалкой старушонки, которая наживалась на несчастьях бедных людей.
Вскоре «мечту» эту он «поневоле привык считать уже предприятием», а случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером об этой же «ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной», лишь утвердил мысль об убийстве.
С новой силой она вспыхнула в его мозгу тогда, когда он прочитал полученное от матери письмо. Осознание того, что сестра, Авдотья Романовна, приносит себя в жертву ради него, измучило и истерзало его сердце, а все размышления о дальнейшей судьбе матери и сестры, даже о будущем вообще, упирались в эту чудовищную идею, которая «явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это…».
Следующим шагом к преступлению была встреча в распивочной с Мармеладовым, рассказ которого оставил неизгладимый след в душе и сознании героя романа. Услышав истории Сонечки, Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых , Раскольников еще более убеждается в том, что мир несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди, такие, как тот плотный, жирный господин, который намеревался воспользоваться беспомощностью несчастной пьяной девочки, встретившейся на бульваре.
Да, мир несправедлив. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости.
Получается, что Раскольников убил ее для того, чтобы облегчить жизнь другим людям, дело тут даже не в деньгах.
Но тогда он должен был бы чувствовать себя героем, спасителем или, по крайней мере, хотя бы не испытывать угрызений совести, однако после совершения преступления Раскольников ощущал совсем другое. Значит, существует какая-то другая причина, по которой этот бывший студент пошел на преступление.
Полгода назад, когда он бросил учиться в университете, Раскольников написал некую статью «О преступлении», в которой кратко излагал свою теорию, заключающуюся в том, что все люди разделяются на два разряда: на «низших» и на «собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Причем эти «собственно люди» имеют право «для своей идеи» «перешагнуть» хотя бы и через труп, через кровь, то есть убивать.
Раскольников, согласно своей теории, возомнил себя человеком, принадлежащим к разряду «имеющих право» на преступление; и убийство совершил он потому только, что ему надо было узнать тогда, «вошь» ли он, как все, или человек, сможет он «переступить» или нет; «тварь» ли он «дрожащая» или «право имеет». Поэтому все вышеперечисленные события, подтолкнувшие его к убийству старухи, были только поводом, попыткой оправдать, обосновать свой поступок. Выходит, что не окружающая жизнь повлияла на решение Родиона Раскольникова, а только личные убеждения заставили его совершить преступление.
С другой стороны, я думаю, что это преступление было предначертано Раскольникову, он должен был совершить его для того, чтобы через страдания «и только через них, прийти к счастью», осознанию истины. Ведь в романе » Преступление и наказание » Достоевский отразил свою убежденность в том, что высшая добродетель состоит в смирении и покорности, и удел человечества это нескончаемые мучения и терзания, а «страдание-то и есть жизнь».
«Дух неволи» в Петербурге по роману Достоевского «Преступление и наказание»