Духовные кризисы Пьера Безухова и Николая Ростова в романе Толстого «Война и мир»
Толстой назвал «Войну и мир» «книгой о прошедшем». Посвященная Отечественной войне 1812 года, эта книга была начата вскоре Крымской войны, и в ней отозвались многие важнейшие современные вопросы. Роман был начат в 1860 году. А печатанье «Войны и мира» первым отдельным изданием завершилось в 1869 году. Целое десятилетие труда было положено на великую книгу. Роман «Война и мир» представляет собой эпопею, каждый том которого относиться к определенному году. Эпопея включает в себя не только перечисления действий каждого героя по годам, но и их внутренний мир. С каждым движением героя проявляется частичка оного, и так капля за каплей до конца романа-эпопеи собирается цельный образ, образ гениев и безумных, жестоких и любимых, образ «живого человека».
«Живого» лишь потому, что образ похож на образ живого человека, и к, счастью, понятного другому человеку. Помимо яркого проявления образов Толстой поставил ряд проблем волновавших его и общество в то время. Как известно Лев Николаевич начал свой роман-эпопею после смерти Александра I, а точнее после амнистии декабристам. Одной из таких поставленных им проблем была проблема счастья. До, вовремя и особенно после войны человеку трудно было стать кузнецом своего счастья. В первую очередь основным препятствием в установлении счастья были нравы, царившие в России тех годов.
И, как в большинстве романов, повестей и рассказов Толстой выразил эту проблему через своих главных героев: Наташу, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Николая и Пети Ростова, семьи Курагиных, Денисова, Долохова. Очень разны люди Пьер, Андрей Болконский, Николай Ростов, Денисов, Долохов и многие другие. И каждому по-своему приходиться пройти на своем пути через тяжелые моральные испытания, когда нужно решать вопросы, с объективным порядком вещей, и вопросы эти оказываются так запутанны и осложнены, что уже, кажется, невозможно решить его положительно. Кризисы Пьера и Николая Ростова идут параллельно. Оба они, как мы видим, запутываются в «мирской» жизни; эта жизнь представляется неупорядоченной и даже нравственно безразличной.
Для Николая эта проблема существует в плане практической морали: «в миру» трудно быть прекрасным человеком, Пьеру она представляется в виде ряда вопросов: что дурно? что хорошо? Для Пьера временным выходом становиться «монастырь»- масонская ложа. В этом «монастыре» он пытается забыть ту жизнь, которой он жил раньше: женщину, на которой он женился якобы не по своей воле, общество, которым жил. Но его ждет разочарование в масонстве он не находит успокоения, и тут начинается новая строка в его жизни. Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается «на круги своя».
Пьер снова в Москве, где он попадает в плен и у него появляется первая возможность подумать о жизни. Он общается с пленными и агрессорами, он пытается понять цели, которых добиваются французы. И в этот самый момент в его мыслях встает мысль о смысле жизни и он находит ответ, он забывает о тех проблемах, от которых он убегал. И в дальнейшем тот опыт, полученный им во время пленения сыграет огромную роль в нахождении счастья, которое он найдет в семейном кругу вместе Наташей Ростовой. Николай в свою очередь пытается забыть свои проблемы и особенно отсутствие счастье в армии, службе. И в отличии от Пьера служба была призванием Николая, но как бы ни было хорошо всегда найдется что-либо противное жизненным интересам. Этим была война. Чтобы идти на войну нужны ряд причин, иногда создающие единое целое. В Николае соединились призвание и отсутствие жизненных ценностей, проще говоря — счастья. Но ему не хватало одного, того хладнокровия, которое особо требовалось в военных действиях. Жизнь его течет своим чередом, но в один момент все рушиться, в момент встречи лицом к лицу с врагом. В мыслях Николая пробегает сомнение в необходимости данной войны и войн в целом.
Хоть он еще тот горячий молодой человек, но пыл страстной ненависти уже утихает. Но как бы жизнь не была светла, черных пятен трудно смыть, у Семьи Ростовых появляются денежные проблемы, и Никола, как старший из детей обязан заняться тем, что ему казалось таким далеким, но в чем он найдет настоящее счастье. Но, как свет в темном царстве, происходит встреча в начале с дубом, а после звуки голоса и особенно слова, произнесенные в этот момент, слова которые создают счастливую атмосферу в жизни Николая. Но тут в жизни Николая проходит очередная черная полоса, которую он должен, как можно быстрее покинуть. Он понимает, что выход есть, что надо лишь протянуть руки и все успокоится, но нет. Человек, которым являлся Николай, слишком долго пользовался уже готовыми благами, которые осточертели ему, и был так долго лишен счастья, и лишь поэтому, так тяжело принять их снова. К, счастью, здраво поразмыслив Николай приходит к выводу, что счастье заключалось в том, кого он пытался отдалить от себя. И с этого момента начинается жизнь не лишенная, как было раньше, счастья. Счастье он нашел в семье, а если точнее говорить, в работе, которую позволила делать его семья во главе с Марьей Болконской.
Счастье же ее брата, Андрея Болконского, намного отличается от счастья других. Пьер Безухов и Николай Ростов нашли свое счастье в семье, а Андрей будучи женатым человеком за прекрасной женщиной, за которую он вышел по любви, в отличии от Пьера, отговаривал других жениться, говорил, чтобы тот всю жизнь искал ту свою любимую и в итоге не женился на ней. Князя Андрея мало волновала семья, он любил политику, которая заменила ему все. Первый раз попав на войну он не волнуется на счет карьеры, он видит себя велик полководцем, в руках которого судьба России.
Далее, лежа раненый на поле и глядя в небо он впервые задумывается о том, зачем мы живем, забыв все свои идеалы, которыми жил, впервые вспоминает о жене о том, что у него должен родиться ребенок. Этот жизненный сюжет круто изменяет его представление о жизни. Следующим моментом счастья в его жизни была встреча с Наташей Ростовой, которую он полюбил с первого взгляда. Но, как бы это не было ужасно, счастье всегда приходит на пару с бедой. Измена Наташи выбрасывает его надолго из колеи. И, как средство от несчастья, война снова играет свою ужасную роль средства успокоения. Андрей бросается в пучину военных действий, где получает смертельную рану. Попав в госпиталь он узнает в человеке, лежащему на соседнем столе, в человеке, которому ампутировали ногу своего главного врага. И тут наступает момент прозрения, момент жизненной истины, которой он был лишен многие годы, и лишь одно терзает его: он только, что увидел свет в длинном тоннеле жизни, но, к сожалению, он медленно умирает. За беспомощным Андреем ухаживает его сестра, Мария Болконская. Как и в жизни брата, в ее жизни тоже имели место темные пятна.
Духовные кризисы Пьера Безухова и Николая Ростова в романе Толстого «Война и мир»