• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cкачать сочинение > Духовные метаморфозы героя В. Пелевина

 

Духовные метаморфозы героя В. Пелевина

Главная особенность творчества В. Пелевина – это пристальное внимание к процессам, которые происходят во внутреннем мире личности. В романе “Жизнь насекомых” писатель в аллегорической форме раскрыл разнообразные превращения человеческого сознания. В рассказе “День Бульдозериста” (публ. 2005) он также обращается к теме духовных метаморфоз в сознании героя, которые знаменуют освобождение его от всего темного, что противоречит человеческой природе, и возвращение к самому себе, к собственной идентичности.

Условное место действия в рассказе-антиутопии – Улан-Батор, закрытый город, ранее носивший другое имя. Автор сообщает, что первыми его декретами были “Декрет о земле”, “Декрет о небе” и исторический “Приказ № 1”, запрещающий “под страхом смертной казни” въезд и выезд из города. Как видим, пространство произведения пародирует устройство советской системы и историю советского государства.

В центре рассказа – несчастный случай, произошедший с главным героем Иваном Померанцевым, на которого упала бомба. Об этом происшествии газета пишет эвфемизмами: на героя падает не бомба, а столитровая бочка с помидорами, зовут его не Иван Померанцев, а Константин Победоносцев.

Мотив замены, который является одним из центральных в современной антиутопии, звучит и в рассказе В. Пелевина. Замена имени героя, замена истинных фактов на ложные – все это способствует созданию образа мира наоборот, мира, где перевернуты все ценности, где ложь выдается за правду.

Для В. Пелевина характерен интерес к измененным и обостренным состояниям сознания. По мнению А. Гениса, его проза – это “проза границ”. Маргинальными зонами в рассказе В. Пелевина “День Бульдозериста” становятся, с одной стороны, городской ландшафт, а с другой, онирические видения героя. Иван Померанцев ищет выход из замкнутого мира обыденности. Бегство в сферу сновидений – один из самых распространенных сюжетно-композиционных приемов постмодернизма. Герой хочет все вспомнить, обрести самого себя, давно потерянного и не нужного никому, даже себе. Образовавшаяся в нем душевная пустота должна была чем-то заполниться, и она заполняется снами. Сны и бессознательные видения героя навевают на него тоску по чему – то неведомому и пробуждают светлые воспоминания о прошлой жизни, символом которой становится аккордеон. Воспоминания гонят героя из города, в котором трудно дышать, где пахнет смертью и отбросами.

Хронотоп рассказа В. Пелевина сопряжен с бытовым пространством по признакам замкнутости, духоты, ограниченности квадратными метрами.... Герой рассказа обитает в “коммуналке”, “переделанной из секции общежития, и от кухни до входа было метров двадцать коридора, устланного резиновыми ковриками и заставленного детскими кедами да грубой обувью взрослых.

“Дворик” как новый тип хронотопа рассказа-антиутопии В. Пелевина изображен в двойном ракурсе. “Дворик” в реальном мире – это “место для распития взрослыми спиртных напитков”.

Описывая праздничную демонстрацию в городе, В. Пелевин прибегает к эстетике карнавала. Модель площади с каруселью, муляжная театрализация действия – эти детали усиливают мотив мертвенности, механичности. “Все они были в одинаковых коричневых плащах из клеенки и блестящих от капель шляпах и ходили по кругу, снова и снова огибая памятник, так что сверху, будь оттуда кому посмотреть, увиделось бы что-то вроде красно-коричневой зубчатой шестерни, медленно вращающейся в самом центре площади”. По законам аттракциона, участники карнавала, “как механические роботы включаются в движение гигантских шестерен всеобщей карусели” . Идея единства партии и народа проявляется тактильно – через рукопожатие каждого из участников демонстрации и членов городского актива, и наглядно – “аллегорически, в виде двух мускулистых фигур, изображавших народ и партию в состоянии единства”

В рассказе “День Бульдозериста” В. Пелевин проявляет себя как мастер языковой пародии. Он разоблачает квазиноминацию и трансформирует язык штампов и идеологических клише в матерщину: “В Рот-Фронт вам слабое звено и надстройку в базис”, “в горн вам десять галстуков и количеством в качество”, “на три мая через Людвига Фейрбаха и Клару Цеткин”. Лексика социалистических лозунгов выполняет роль лексики ненормативной: “мать твою в город-сад под телегу”, “какого молота ты здесь высерпить хочешь”, “май его знает”, “май твоему урожаю”, “каждому по труду через совет дружины и гипсового Павлика”.

Сочетание пародии, иронии, карнавала способствует художественному моделированию и прогнозированию в рассказе В. Пелевина. Апеллируя к советскому прошлому, автор средствами комического развенчивает губительность любой социальной системы, которая ограничивает духовное развитие человека. Вместе с тем писатель не теряет веры во внутренние возможности личности. В образе главного героя воплощена идея необходимости обратной метаморфозы: от деградационного состояния человек должен вернуться к самому себе, обрести, наконец, утраченную свободу духа и способность мыслить. Экзистенциальная категория “жизнь” становится в рассказе центральной проблемой, которая раскрывается через оппозиции истинное – ложное, духовное – бездуховное.


Духовные метаморфозы героя В. Пелевина

Другие сочинения по теме:

  1. Споры о прозе Виктора Пелевина. Роман-метафора В. Пелевина “Жизнь насекомых” Уже в названии ощущается наслоение нескольких смысловых пластов. Заголовок романа “Жизнь насекомых” отсылает к пьесе К. Чапека “Из жизни насекомых” (1921), замысел которой, в свою очередь, возник под влиянием книг французского энтомолога Жана-Анри Фабера “Жизнь...
  2. Какой предстает мир в романе В. Пелевина “Жизнь насекомых”? Прежде всего, этот мир трагичен, поскольку главный закон в нем – это борьба за выживание. Иллюстрацией главного природного закона служат натуралистические сцены, включенные в роман. Муравьиная матка Марина становится свидетелем того, как ее друга Николая,...
  3. Метаморфозы любви в мире пошлых людей (по творчеству Чехова) Пошлость понимается писателем как лень души человека, как узость его взглядов на мир, как ограниченность его личности в сочетании с неутолимым желанием обладать и нередко завышенной самооценкой. Невозможность существования любви в мире пошлых людей очевидна....
  4. Единичная, индивидуальная судьба героя в “Поэме без героя” Ахматовой Впервые с большой резкостью эта особенность психологического склада Ахматовой проявилась, как мы это уже видели, в “Белой стае”, но впоследствии она все усиливалась и усиливалась, переходя иногда в крик отчаяния и нестерпимого страдания. Большое мужество...
  5. Сочинение отзыв “Метаморфозы” Публия Овидия Назона Мое знакомство с “Метаморфозами” Овидия началось не из книги, а из рассказа, красивого и печального. Еще в начальной школе учительница рассказывала нам о происхождении названий цветков. До сих пор помню в ее руках нежно-желтый цветок...
  6. Краткое содержание романа Пелевина “Чапаев и Пустота” Повествование ведется от имени одного из известнейших поэтов Петербурга Петра Пустоты. Первая часть Зима 1918 года. В центре послереволюционной Москвы Петр наткнулся на бывшего однокурсника и поэта фон Эрнена. Тот теперь служил в ЧК и...
  7. Фронтовые песни “духовные боеприпасы”; войны Фронтовые песни “духовные боеприпасы” войны Историю прислала Екатерина. “Кто сказал, что не бывает песен на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!” Из к/ф “В бой идут одни старики” 22 июня 1941 года на кафедре...
  8. Поэма Овидия “Метаморфозы” и ее мифологическая основа Цель: Выяснить функцию превращения в поэме Овидия, проследить мотив превращения в других художественных произведениях; совершенствовать привычки анализа текста; развивать умение составлять опорный конспект; воспитывать умение работать в группе, с уважением относиться к мысли других людей....
  9. “Метаморфозы, или Золотой осел” краткое содержание Герой романа Луций (случайно ли совпадение с именем автора?!) путешествует по Фессалии. В пути он слышит увлекательные и страшные истории о колдовских чарах, превращениях и прочих ведьмовских проделках. Луций прибывает в фессалийский город Гипату и...
  10. Историзм в “Поэме без героя” Ахматовой По первому впечатлению поэма представляется странно-прихотливой игрой воображения, где твердая, будничная, материальная явь причудливо смешивается с гротескными, полубредовыми видениями, обрывками снов, скачками воспоминаний, смещениями времен и эпох, где многое призрачно и неожиданно зловеще. Общий колорит...
« Краткое содержание “Бегущей по волнам” Грина
Какая основная морально-философская точка зрения автора в романе “Война и мир”? »



Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения