Два урока по «Песни о вещем Олеге»
Баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в программе под редакцией И. Н. Сухих включена в тему «Герой и человек в литературе», в раздел «Человек в историческом времени». До чтения баллады шестиклассники получают представление о русских летописях, о «Повести временных лет», о документальном и художественном в литературе; знакомятся и со сказанием о походе князя Олега на Царьград. В учебнике помещены и летописные сказания о смерти князя Олега .
Диагностические цели уроков
После уроков ученики смогут:
1) выразительно прочитать балладу; 2) обосновать отнесение «Песни…» к жанру баллады; 3) назвать конфликт, его участников и причину конфликта, аргументировав свое мнение; 4) раскрыть роль художественных средств в создании образов князя и кудесника; 5) назвать элементы композиции баллады и объяснить роль каждого элемента; 6) сравнить словесные образы с образами в изобразительном искусстве; 7) предложить свое осмысление баллады, ответив на вопрос «Почему умер Олег?»; 8) показать, как Пушкин переосмысливает летописные источники.
А. С. Пушкин — поэт-историк. Летописи как источники художественного творчества
Урок 1
В самую глубь веков всматривается Пушкин, создавая «Песнь о вещем Олеге». И ведь не о подвигах князя, как пели когда-то в былинах и как можно ожидать по названию произведения, а о его смерти пишет Пушкин. Чем объясняется именно такой поворот темы? Чем привлекла поэта эта личность, что заинтересовало его в смерти Олега? Обращение к истории, к летописям как источнику баллады откроет шестиклассникам возможность творческой интерпретации исторического факта, покажет взаимо-связь баллады и времени, в котором жил поэт.
Этот разговор вновь потребует и от учителя, и от учеников обращения к истории — к эпохе князя Олега и к эпохе Пушкина.
Литература немыслима вне истории. К сожалению, сегодня в сознании школьников, не только младших, но и старших, между литературой и историей образовалась пропасть. О последствиях такого разрыва говорить нет смысла: они известны учителю. Мы хотим уже в средних классах интегрировать эти школьные дисциплины. И в этом разделе А. С. Пушкин предстанет перед шестиклассниками как человек, увлеченный русской историей.
Исследователи творчества Пушкина относятся к поэту как к профессиональному историку, у которого были свои методы освоения исторического материала. В библиотеке поэта насчитывалось около 400 книг по истории! С 1831 по 1834 год Пушкин служит историографом, работая в архивах над историей Петра Великого.
Зачем поэту нужна была история? Почему Пушкин изучал произведения и отечественных историков, и зарубежных? Почему даже в южной ссылке он интересуется историческими местами и стремится посетить их, а позднее совершит путешествие по Оренбургской губернии, собирая материалы о восстании Е. Пугачева?
Почему героями многих его художественных стихотворных и прозаических произведений становились исторические личности: князь Олег в «Песни о вещем Олеге», Борис Годунов в одно-именной трагедии, Петр I в «Арапе Петра Великого», «Полтаве», Мазепа в «Полтаве», Емельян Пугачев в «Капитанской дочке», Наполеон ? Эти вопросы настраивают шестиклассников на серьезный разговор и дальнейшие изыскания, чтение произведений Пушкина и исторических книг. Уже сейчас мы можем приоткрыть ученикам главное назначение истории, о котором знал А. С. Пушкин, — Помогать постигать настоящее.
К шестому классу школьники познакомились с князем Олегом. Возможно, кто-то, заинтересовавшись личностью Олега, самостоятельно прочитал о других его деяниях. Выслушаем их. Знают ли школьники о том, как умер Олег?
Прочитаем запись об этом в «Повести временных лет». Нестор жил гораздо позднее, чем Олег. Откуда он мог почерпнуть сведения о его смерти?
Удивит ли школьников тот факт, что в других летописях о смерти Олега рассказывается иначе? Прочитаем записи в Новгородской летописи и Архангелогородском летописце. В Интернете нетрудно найти изображение «Олеговой могилы» в Старой Ладоге .
1. Подумайте, какая летописная запись о смерти Олега самая древняя. Какая из них больше связана с языческими обрядами? В каком рассказе подчеркивается любовь Олега к коню, забота о нем?
Обоснуйте свою точку зрения.
2. Перечитайте первый летописный фрагмент. Опишите, каким вам видится лицо Олега в моменты, когда он спрашивает о судьбе своего коня и когда он оказывается на месте его смерти.
3. Почему, на ваш взгляд, Олег спрашивает о судьбе своего коня?
4. Что означают слова «волхв» и «кудесник»? Проверьте себя по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля. Выпишите оттуда синонимы к этим словам.
5. В летописном рассказе о кудеснике сказано: «один кудесник». Почему летописец никак не характеризует волхва? Как это связано с особым видением героя в летописных сказаниях?
Расскажем ребятам о том, когда и как работал поэт над «Песнью о вещем Олеге». Прочитаем вслух балладу, не называя жанра произведения. После прослушивания ребята выскажут свои впечатления и ответят на вопросы.
1. Есть ли в «Песни о вещем Олеге» такой момент, который произвел на вас сильное впечатление? Что вызвало это впечатление?
2. Похожи ли Олег летописный и Олег пушкинский? Обоснуйте свое мнение.
Похожа ли пушкинская «Песнь» на летописные рассказы? Этот вопрос завершит первый урок.
Домашнее задание
1. Выявить отличия «Песни о вещем Олеге» от летописных рассказов. 2. Прочитать в учебнике статью «Устаревшая лексика как средство художественной выразительности». 3. Выполнить задания 1-3 к теме «Песнь о вещем Олеге» в тетради по литературе :
1. Перечитайте текст стихотворения и выпишите те слова и словосочетания, значение которых вам неизвестно или кажется устаревшим. Найдите их толкование в словарях и запишите в тетрадь.
2. Выпишите в две колонки встретившиеся вам в стихотворении Пушкина исто-ризмы и архаизмы. Каких слов оказалось больше? С чем это может быть связано?
3. Письменно ответьте на вопрос: «Как изменяет наше восприятие событий и героев введение поэтом архаической лексики?»
Урок 2
Начнем урок с проверки домашнего задания, выполненного в тетрадях. Роль устаревшей лексики важна не только в этой балладе Пушкина, но и во многих произведениях, включенных в курс 6-го класса. Однако учителю нужно быть очень внимательным, чтобы не принять за устаревшие те слова, которые еще не стали таковыми ко времени создания каждого произведения, а значит, и не выполняли художественной функции.
Учитель может провести сопоставительный анализ баллады и летописного рассказа, последовательно задавая вопросы. Проблемным вопросом в этом случае будет вопрос о том, Как Пушкин трактует причину смерти Олега.
1. Как вы понимаете название произведения — «Песнь о вещем Олеге»? Чтобы ответить, подумайте:
— Что значит «вещий»? — Что в летописном рассказе о князе Олеге заставляет Пушкина сохранить эпитет «вещий»? Найдите этот эпизод в летописи.
2. К какому жанру вы отнесли бы это стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Выделите в стихотворении смысловые части. Как они соотносятся друг с другом? Для ответа подумайте:
— Как и когда меняется место действия в стихотворении? — Как течет время в «Песне…»?
4. Где — в летописи или в стихотворении — рассказ о деяниях Олега дан подробнее? Почему?
5. Чем образ кудесника в стихотворении Пушкина отличается от образа волхва в летописи? Обоснуйте свою позицию, ответив на вопросы:
— Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику? — Как кудесник относится к Олегу? И как Олег — к кудеснику? Обоснуйте свое мнение. — Почему волхв не только позволяет себе быть с князем непочтительным, но и не боится предсказать его судьбу? — Рассмотрите иллюстрацию В. М. Васнецова «Олег и кудесник». Совпадают ли изображенные художником князь и кудесник с вашим представлением о них?
Что кажется вам главным в изображении каждого из героев? — Прочитайте вслух по ролям диалог Олега с кудесником, выражая чувства героев и их отношение друг к другу.
6. Почему Олег «усмехнулся», но расстался с конем?
7. Как Олег относился к коню? Аргументируйте свое мнение, обратившись к тексту и ответив на вопросы:
— Представьте себе лицо пушкинского Олега в момент расставания с конем. Чем его мимика отличается от мимики летописного героя? Почему? — Почему рука Олега названа «прощальной»?
8. Как отвечают летописцы и поэт на вопрос о том, почему погиб Олег? Чем их ответы отличаются друг от друга?
9. Пушкин в 13-й строфе «Песни…» перестает называть Олега «вещим», заменяя этот эпитет на «могучий». Почему?
10. Оправдайте пушкинское решение эпизода: почему князь не заметил выползающей и шипящей змеи?
11. Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?
12. Почему тризна Олега названа плачевной, а не печальной?
13. Рассмотрите иллюстрацию В. М. Васнецова «Тризна по Олегу». Отражено ли на картине настроение финала баллады?
14. Как вы поняли смысл этого стихотворения?
Но можно выбрать и более сложный вариант, описанный ниже.
Проблемный вопрос урока: «Почему именно смерть Олега, а не его подвиги оказываются в центре внимания А. С. Пушкина?»
Летописцы тоже сочли нужным рассказать о смерти Олега. Самый подробный рассказ представлен в «Повести временных лет». Что привлекло внимание шестиклассников в этом рассказе? Как в летописи объясняется причина смерти князя? Почему летописец включает этот рассказ в летописный свод?
Почему считает необходимым это сделать? Какими деталями поэт дополняет летописный рассказ? Что при этом меняется?
Поиск ответов приводит ребят к пониманию того, что в летописи нет конфликта между Олегом и волхвами. А в чем суть конфликта в «Песни» Пушкина? Это сложный вопрос, и он требует перечитывания текста и помощи учителя.
То, что конфликт связан с жанром произведения, шестиклассники еще знают плохо. На уроке мы эту связь обнаружим. Мы уже увидели, что Пушкин по-своему трактует летописный сюжет, привнося в него новый конфликт. А как бы вы определили жанр пушкинского произведения?
Есть в стихотворении рассказ о событиях? Безусловно. Давайте докажем это и выделим элементы фабулы — экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Будет ли финал стихотворения неожиданным для тех, кто не знаком с историей и ничего не знает о летописном рассказе о смерти Олега? Эти вопросы помогают шестиклассникам соотнести «Песнь…» с жанром баллады.
В балладе всегда есть острый конфликт, противоборство, которое заставляет читателя переживать за одного из участников конфликта. И напомним ребятам, что главным в балладе является чувство страха, что страх может быть вызван разными причинами: страх потерять близкого, не достичь своей цели, страх за жизнь, страх остаться в одиночестве, потерять близкого друга… Для этого можно обратиться к балладам, прочитанным в 5-м классе .
Теперь проследим, как меняются отношения читателей к Олегу и волхву. Начнем с князя. Каким Олег предстает в первой части баллады?
В летописи есть несколько записей о князе Олеге, именно из них мы и узнаем о его жизни. Но летописец вел повествование по годам, последовательно, потому рассказ о подвигах Олега перебивался другими важными сообщениями. Так ли построена баллада Пушкина? Кто в балладе описывает деяния Олега? В первой строфе — автор, но его взгляд устремлен в будущее .
О делах Олега в прошлом говорит кудесник в 5, 6 и 7-й строфах. В его словах нет ни капли иронии или критики. Так, по сути, могли бы прославить Олега в былинах. Предлагаем ребятам выявить в тексте отношение кудесника к Олегу.
Вывод может озадачить шестиклассников: кудесник прославляет Олега и в то же время не выказывает князю никакого почтения. Почему? Новый толчок к размышлениям.
Переместим наш взгляд: посмотрим теперь на кудесника глазами Олега, а затем взглянем на кудесника глазами автора.
Теперь сформулируем суть конфликта между князем и волхвом . Здесь можно вернуться к эпитету «вещий». Кто же вещий в балладе Пушкина? Олег или волхв?
Почему Олег обращается за предсказанием к волхву, если он сам наделен способностью видеть грядущее?
Подведя промежуточные итоги, для обоб-щения обращаемся к иллюстрации В. М. Васнецова . Завершается этап выразительным чтением диалога князя и кудесника.
Новый этап — выяснение того, что же так опечалило Олега? Чего он испугался? Вряд ли известия о смерти: воин ее не боится, всегда готов к ней, да и нет бессмертных людей.
Почему же так потрясло Олега предсказание? Что видит Пушкин в отказе Олега от коня — его слабость или силу? Разговор нужно повести так, чтобы ребята сами открыли главное содержание баллады, которое упускается большинством интерпретаторов, особенно методистов.
Знаменательно, что волхв не отвечает на вопрос Олега прямо. Пятую и шестую строфы можно толковать по-разному. Первый вариант: кудесник перечисляет уже известные факты, в том числе и победу под Царьградом. Тогда и седьмая строфа вписывается в этот контекст: сначала о князе, потом о его коне.
Второй вариант: сначала кудесник пророчит князю великие победы, в том числе и под Царьградом , потом переводит взгляд на коня и возносит хвалу животному и лишь затем наносит удар, оказавшийся смертельным , называя причину смерти. Менее всего Олег думал о причине! Его интересовало не как, а когда он умрет! Кудесник же переводит все в другую плоскость.
Оказывается, и вещему Олегу не так уж безразлично, как он погибнет. И князь, потрясенный, забывает о своем вопросе. Олег потрясен не известием о своей смерти, а тем, что смерть наступит от коня, верного его товарища, которого князь ценил не менее своих дружинников. Но он не поверил , так как уверен в том, что предать может человек, но не конь!
Почему же он, не поверив, расстался с конем? Все же Олег не решается вступить в прямой спор с судьбой, хотя и бросает ей вызов. Олег не хочет, чтобы его конь, его друг, стал причиной его смерти!
Отказываясь от коня, он пытается обмануть судьбу: спасти не себя от смерти, а коня от предательства. Вот чего испугался Олег! Вот сила дружеского чувства, привязанности, любви! Вопросы 6 и 7 — ступеньки этой крутой лесенки к смыслу.
И, конечно, учитель заострит внимание школьников на отношении древних людей, особенно воинов, и к коням, и к смерти.
И еще обратим внимание ребят на то, какую награду обещал Олег за предсказание, — «любого коня». Почему не золото, а коня предлагает Олег? Потому что воин ценит коня дороже золота.
В балладе ничего не говорится о награде, которую получил или не получил предсказатель, но он все-таки забрал у Олега его лучшего коня — друга!
Вторую часть баллады анализируем по вопросам учебника 8-14. Очень важен вопрос 10: в нем психологическая разгадка гибели Олега. И как мог заметить змею князь, потрясенный тем, что «лживый, безумный старик» толкнул его на предательство? Не конь, а Олег предал своего друга, оставил его. Острое переживание отсекает Олега от этого мира.
Змея, скорее, спасает князя от дальнейшего разочарования в себе, могучем, вещем и таком слабом, спасовавшем перед словом волхва.
Конечно, эти вопросы не могли и прийти в голову Нестору или другому летописцу, которые пока еще не задумывались над психологией человека. Это вопрос пушкинского времени: кому верить, в кого верить?
Уточним и значение слов «плачевный» и «печальный». «Плачевный» означает жалобный, внушающий сожаление, жалость. «Печальный» — прилагательное к существительному «печаль», означающему скорбно-озабоченное, нерадостное, невеселое настроение, чувство. В чем различия между этими синонимами? Вопрос 12 — ключ к ответу на вопрос 11 .
Вопрос 14 носит обобщающий характер.
Домашнее задание
1. Написать киносценарий по одному из эпизодов «Песни о вещем Олеге»: «Встреча Олега с кудесником» или «Олег на могиле своего коня» . 2. Подготовить выразительное чтение «Песни о вещем Олеге» .
Два урока по «Песни о вещем Олеге»