Две поэмы — «Каллы»; и «Аул Бастунджи»
В 1831 г. Лермонтовым написаны две поэмы — «Каллы» и «Аул Бастунджи», развивающие мотив борьбы с адатами кровной мести и закрепощения женщины.
В первой поэме описывается судьба юноши, весь род которого истреблен кровниками; старик-мулла, ревнитель дедовских обычаев, побуждает молодого Аджи отомстить врагам:
«На грозный подвиг ты назначен Законом, клятвой и судьбой. За все минувшие злодейства Из обреченного семейства Ты никого не пощади; Ударил час их истребленья! Возьми ж мои благословенья, Кинжал булатный — и поди!» Так говорил мулла жестокий, И кабардинец черноокий Безмолвно, чистя свой кинжал, Уроку мщения внимал.
Он дал клятву беспощадно расправиться с врагами и исполнил ее, вырезав целую семью, но потом сам ужасается содеянному злу и убивает муллу, заставившего его пролить столько крови. Автор искусно завершает поэму двойной развязкой: молодая вдова муллы, не боясь теперь ревнивого мужа, «другого любит без боязни», а юный Аджи одиноко скитается в горах, всеми отвергнутый, сам чуждающийся людей и получивший прозвище «каллы» («убийца»). В черновом варианте герой поэта называется абреком:
И след Аджи простыл. За годом год, и вот в горах Абрек чужой всем появился, Вселяя суеверный страх. Не признавал в абреке друга
Поэма написана сжато, насыщена действием, развивающимся стремительно и энергично.
В поэме «Аул Бастунджи» Лермонтов обнаруживает еще большее художественное мастерство и поразительное для его юного возраста умение улавливать черты, глубоко характеризующие как быт горцев, так и природу их страны.
Основная тема этого произведения — страстный протест героя поэмы Селима, человека свободолюбивого, непреклонной воли, против старинных, стесняющих его личность обычаев. Селим полюбил молодую жену своего старшего брата Акбулата; юноша понимает, что и Зара, насильно выданная замуж, не любит пожилого нелюбимого мужа; Зара втайне готова ответить на чувство Селима; она сильная натура, но все же не смеет идти против адатов, не соглашается бежать с Селимом. Откровенная беседа младшего брата со старшим, дерзкая попытка уговорить Акбулата уступить жену, не привела ни к чему. Селим борется и с семейными, и с общественными традициями, но одиночке-бунтарю такая борьба не под силу. В этой поэме большую роль также играет мулла, восстанавливающий против Селима старшего брата и все население аула. Селим, в отчаянии убивший Зару и поджегший саклю брата, предан проклятию и обречен на вечное изгнание.
Поэт очень искусно развивает сложную, исполненную драматизма фабулу, мастерски владеет и разговорной, и описательной речью. Ни в одной из ранее написанных кавказских поэм Лермонтова мы не встречаем так ярко и выпукло изображенных действующих лиц, как в «Ауле Бастунджи» особенно удалась ему фигура Селима, этой могучей, глубокой, жаждущей борьбы и подвига натуры, родственной Измаил-Бею и Мцыри. Ни в одной из прежних поэм не достигает молодой автор такого мастерства в описании жизни горцев; об этом свидетельствует, например, замечательная строфа, знакомящая читателя с внешним видом и внутренним убранством сакли братьев:
Была их сакля меньше всех других, И с плоской кровли мох висел зеленой. Рядком блистали на стенах простых Аркан, седло с насечкой вороненой, Два башлыка, две шашки боевых, Да два ружья, которых ствол граненый.
Едва прикрытый шерстяным чехлом.
Был закопчен в дыму пороховом.
С такою же лаконичностью, четкостью, превосходным знанием местного быта рисует поэт сборы горца в отъезд:
…Селим седлает верного коня,
Гребенкой медной гриву разбирая;
Кубанскою оправою звеня,
Уздечка блещет; крепко обвивая
Седло с конем, сцепились два ремня,
Стремена ровны; плетка шелковая
На арчаге мотается. Храпит,
Косится конь… пора, садись, джигид.
Поэма выдержана в романтическом стиле; яркое выражение этого стиля находим в описании наружности Зары, в бурном диалоге братьев, в пейзаже, в мотиве проклятия, которому предают Селима ; об интересе поэта к фольклору горцев говорит как этот мотив, так и беглое упоминание о «диве» герой говорит о себе:
И странствовал в пустыне одинок
И сумрачен, как див, дитя проклятья.
Сказания о «дивах», или «дэвах», широко распространены у горцев Северного Кавказа (например, у ингушей, чеченцев и грузин); они могли быть знакомы Лермонтову.
В «Ауле Бастунджи» Лермонтов обнаруживает замечательное поэтическое мастерство. Блестяще написано «Посвящение», проникнутое глубоким лиризмом. Великолепны также описания природы, достаточно напомнить такие превосходные по богатству красок стихи, описывающие вечер:
…Было поздно. На долину
Туман ложился, как прозрачный дым,
И сквозь него, прорезав половину
Косматых скал, как буркою густым
Одетых мраком, дикую картину
Родной земли и неба красоту
Обозревал задумчивый Бешту.
В отличие от других ранних поэм, эта написана строфически (октавой). В композиции ее очень искусно применен прием повторения одной и той же строфы в начале поэмы и в конце:
Сгорел аул — и слух о нем исчез.
Его сыны рассыпаны в чужбине…
Лишь пред огнем, в туманный день, черкес
Порой об нем рассказывает ныне
При малых детях. И чужих небес
Питомец, проезжая по пустыне,
Напрасно молвит казаку: «скажи,
Но знаешь ли аула Бастунджи?»
Поэма «Аул Бастунджи» является ярким показателем необычайно быстрого развития дарования Лермонтова.
Поэмы «Каллы» и «Аул Бастунджи» писались в бытность Лермонтова в Московском университете. Вторая из этих поэм тематически и во многих частностях связана с поэмой «Измаил-Бей», созданной годом позже (1832 г.).
Две поэмы — «Каллы»; и «Аул Бастунджи»