Две «Русалки»
Предлагаемый материал может использоваться в работе как по учебнику М. Б. Ладыгина , так и по учебнику В. И. Коровина при изучении творчества О. М. Сомова, А. С. Пушкина и романтизма как литературного направления. Для урока потребуются: видеозапись с фрагментами кинофильма «Русалочка» по сказке Г.-Х. Андерсена; репродукции: «Русалка» Крамского, «Русалка» Васильева, «Вечер на Украине» Куинджи.
Домашнее задание к уроку
1. Вспомнить произведения, в которых встречается образ русалки .
2. Вспомнить понятия: фантастика, диалектика души, романтический герой.
3. Выписать авторские характеристики героев.
4. Отметить сходство и различия в произведениях О. М. Сомова и А. С. Пушкина.
Этапы урока
I. Определение цели и темы урока
— Давая задание к сегодняшнему уроку, я попросила вас прочесть «Русалку», но не назвала автора. В ответ услышала, что «Русалка» известна всем. Образ чьей русалки стал общеизвестен?
— В отечественной литературе мы тоже найдем немало произведений, где центральным образом является русалка. Назовите их вместе с именами авторов.
Интересно, что все эти писатели жили в XIX веке, и самое любопытное, что примерно в одно и то же время они создавали сказки.
В 1829 году каждый свою «Русалку» пишут О. М. Сомов и А. С. Пушкин.
В 1830 году над «Ундиной» работает В. А. Жуковский .
В 1830 году над «Майской ночью, или Утопленницей» — Н. В. Гоголь.
В 1835 году в Дании выходит сборник сказок Андерсена.
В 1836 году М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Русалка».
— Почему же был столь популярен этот образ в творчестве писателей-романтиков XIX века? Неужели все русалки списаны великими писателями одна с другой? Похожи ли они?
Наша задача — исследовать корни некоторых из названных литературных сказок, постараться увидеть разнообразие в изображении человека разными писателями. Поэтому тему нашего урока обозначим так: «Человек в фантастическом мире русских романтиков» .
— Человек принадлежит реальному миру, но мы открываем книгу и попадаем в фантастический мир. А что понимают под словом Фантастика?
фантастикой называют те произведения, в которых перед нами предстают неправдоподобные явления и образы, не встречаемые в реальности. Фантастика в литературе всегда сопряжена со сверхъестественным, чудесным. Однако чудесное может быть разного происхождения. )
— Откуда берет истоки фантастика в литературе?
— Какие из фольклорных жанров можно считать фантастикой?
— Вы прочли романтическую новеллу Ореста Михайловича Сомова «Русалка», название которой говорит о мифическом, фантастическом существе. А на что указывает подзаголовок? Что такое Малороссия?
— Каковы народные представления о русалках? Почему колдун вспоминает о зеленой неделе?
.
— Почему Сомов обратился к украинскому народному преданию?
II. Беседа по произведениям
О. М. Сомов «Русалка»
— Можно ли считать героев новеллы О. М. Сомова романтическими? Какие приметы романтического героя вы видите в них? Расскажите о трагедии Горпинки, о ее чувствах.
, чиста и наивна, мечтает выйти замуж за богатого пана, «стала томна и задумчива». Она, милая и легковерная, соблазнена польским паном Казимиром Чепкой и покинута им. Очень ярко показаны переживания девушки, разочарование и отчаяние. )
— Как мы понимаем, что девушка в отчаянии? Почему и Горпинка, и мать обращаются за помощью к колдуну? Что заставляет людей в подобных ситуациях обращаться к сверхъестественным силам?
— Какой эпизод поднимает главную героиню на романтическую высоту?
( Горпинка-русалка просит мать отпустить ее в иной, прекрасный мир, где нет голода и холода. Это — мечта о подлинном счастье, об ином идеальном мире. Горпинка говорит: «Они становятся легки и свободны, как и мы сами».
От чего и кто свободен? От обмана, подлости, низости людской, от социальных преград. )
— Есть ли в новелле описание гибели героини?
— Дочь обманута и погублена «иноверцем». Для чего Сомов подчеркивает, что Казимир — «иноверец»?
— Что еще мы знаем о Казимире Чепке? Какова его дальнейшая судьба?
— Как соотносятся в произведении фантастика и жизнеподобие? Для чего нужны фантастические образы? Что важно было передать в своей новелле автору?
. Важно было показать этнографические корни, верования, вернуть литературе дух народности. Но это не исключает изображения разнообразных и противоречивых качеств характера, заключенных в одном человеке. )
А. С. Пушкин «Русалка»
— У А. С. Пушкина мы находим произведение с тем же названием «Русалка». Но так же ли он видит человека? На какой основе построена драма А. С. Пушкина?
Докажите, что в ней есть фольклорные мотивы.
— Встречаем ли мы описание русалок у Пушкина?
— Роман тичен ли образ главной героини? Есть ли описание ее внешности? На чем акцентирует внимание Пушкин?
— Каким изображен князь? Почему он оставил девушку?
обошлось без бури, «довольно тихо». На «полумертвую» надевает повязку и ожерелье, дает ей для отца мешок денег и хочет уйти, «засеребрив язык», «чтоб не пошла о нем худая слава». )
— Прошло много лет. Как живется князю? Счастлив ли он с той, ради которой оставил дочь мельника?
— С какими чувствами князь пришел на берег Днепра?
— Расскажите о встрече князя с мельником. Что чувствует князь? Изменился ли он?
Каким образом?
— Почему мельник позволял дочери встречаться с князем? Почему старик сходит с ума?
( Мельник — человек незлой, не развратный, но слабый. Из-за любви к дочери и из-за страха перед княжеским могуществом сквозь пальцы смотрел он на их связь. Когда мельник понял, почему посещения князя стали реже, он советует дочери воспользоваться хотя бы материальными выгодами этой связи.
Но когда глубоко оскорбленная подарками князя дочь отдала мешок с деньгами отцу, тот заплакал. Именно любовь к дочери и чувство вины доводят его до безумия. )
— Каков же принцип изображения персонажей у Пушкина? Зачем авторы показывают героев через много лет? Можно ли говорить о развитии характеров пушкинских героев?
( Продолжительность действий во времени позволяет Пушкину показывать характеры героев в их развитии — как раскрывающиеся, изменяющиеся под влиянием обстоятельств. Мельник сошел с ума из-за гибели дочери. Князь, легкомысленный, легко оставляющий, теперь раскаялся, тоскует так, как тогда тосковала брошенная возлюбленная.
А девушка с любящим сердцем превратилась в «холодную и могучую» русалку с сердцем, полным желания мстить. Характеры даны в их трагическом развитии. Как видим, к раскрытию одной и той же темы писатели подошли по-разному. )
Две «Русалки»