Дюрренматт. Эволюция немецкого театра
Дюрренматт признан талантливейшим продолжателем брехтовского направления в драматургии. От великого немецкого реформатора сцены Дюрренматт воспринял интерес к проблемам идеологии и морали, пристрастие к условной театральной форме.
Драматург стремится возбудить заторможенное стандартизованное сознание, путем парадоксов подвести к вполне логичным выводам, к примеру, об относительной ценности человеческой жизни в мире коммерции. На первый взгляд пьесы Дюрренматта фантастичны, но гротескные ситуации выстроены им на почве социальных законов. Он пытается писать смешно о трагическом, отсюда и его излюбленный жанр — трагикомедия.
Дюрренматт считает: в современном мире нет подлинных героев, а значит, и невозможна чистая трагедия.
В конфликтах пьес Дюрренматта редко присутствуют позитивные силы, которым бы автор сочувствовал и сострадал. Если попытаться найти положительного героя трагикомедий, то им окажется скорее всего не персонаж, а сама авторская идея, подвергающая ревизии все законы, установки и нормы современной цивилизации.
Разговор о современности приобретает у него также не совсем обычные формы. Он охотно ведет рассказ о временах стародавних, но с участниками исторического действа обращается весьма вольно, хрестоматийные факты переиначивает. Впервые побывал в СССР во времена хрущевской оттепели. Реальные явления доводит до абсурда.
Задача — расшевелить читатели, взглянут по-новому на обычное. Жанр пьес — парабола , в ее центре — идея, символ, который доказывается через трагикомедию.
1-ая пьеса «Ромул великий» про куровода — ты расскажешь, я верю! Пьесы — «Визит старой дамы» . Трагическая жизнь изображается, как комическое, через катарсис люди избавляются от прошлого.
Клэрца Ханасян — женщина — автомат, воплощает насилие над личностью.
Жертва и палач, попала в аварию, теперь собирает себя по частям. Называет мужей по номерам. Д. показывает, как легко управлять сознанием людей, особенно когда законы морали вступают в борьбу с жаждой выгоды и человек, сам манипулируя своим сознанием, сам меняет его. Единственный человек, который это понимает — это Альфред Ил, который понимает, что смерть — заслуженная кара. «Физики» — о том, что Мебиус убивает Монику, потому что боится поддаться мечте о счастье .
Дюрренматт не склонен высказываться напрямую, он действует аллегориями, ассоциациями, прозрачными намеками.
Со второй половины 20 века философия начала предлагать человечеству смириться с тем, что в нашем бытии нет абсолютных начал, но воспринималось это не как бессилие человеческого разума, а как некое богатство нашей природы, так как отсутствие первичного идеала стимулирует многообразие видения жизни. Нет единственно правильного подхода — все они правильны, адекватны. Так формируется ситуация постмодернизма.
С точки зрения постмодернизма модернизм характеризуется стремлением познать начало начал. А постмодернизм приходит к мысли отказаться от этих стремлений, т. к. наш мир — мир многообразий, движений смыслов, при этом ни один из них не является самым верным. Человечество должно принимать это многообразие и не претендовать на постижение истины.
С человека снимается груз трагедии и хаоса, но он осознает, что его выбор — один из множества возможных.
Постмодернизмом занимались разные гуманитарные науки. Мишель Фуко — новая концепция истории: история дискретна. События — изменения в трактовке человеком окружающего его мира. История — цепочка событий, происходит вспышка, и человечество начинает видеть мир по-другому. Все очень относительно.
Это отразилось на литературе.
Постмодернизм абсолютно сознательно ревизирует все литературное наследие. Оно становится сегодня существующим культурным контекстом — огромной культурной ненаписанной энциклопедией, где все тексты относятся друг к другу как части интертекста.
Любой текст оказывается цитатой другого текста. Мы знаем что-то, следственно можем выразить это словами. Откуда мы их знаем?
Услышали, прочли — узнали. Все, что мы не знаем, тоже описывается словами.
Наша культура состоит из культурного контекста. Литература — часть культурного контекста, в котором мы живем. Мы можем пользоваться этими произведениями, они — часть той реальности, картинку которой мы сами себе создаем.
Все наше знание — информация, которую мы усвоили. Она к нам приходит в виде слов, которые кто-то оформляет. Но этот кто-то не является носителем абсолютного знания — эта информация является просто интерпретацией.
Каждый должен понимать, что не является носителем абсолютно знания, но вместе с тем, наши интерпретации могут быть более или менее полными, в зависимости от количества обработанной информации, а правильными или неправильными они быть не могут.
Отличительная черта постмодернизма — концептуальность. В произведении закрепляется видение писателем мира, а не просто описывается мир. Мы получаем картинку, как она возникает в сознании автора.
Дюрренматт. Эволюция немецкого театра