Е. А. Евтушенко — лирический поэт
Евгений Александрович Евтушенко — один из самых популярных и хорошо известных современных поэтов — родился в 1933 году в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 году.
Первая книга Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира. В творчестве Е. Евтушенко нашла свое отражение поэтическая география его поездок по стране и за рубеж. Имя Евтушенко давно и прочно вошло в современную поэзию.
Более того, оно широко распространилось в самой нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов. Обширная популярность Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам, умеет находить ключ к душам замкнутых людей. Евгений Евтушенко в основе своей поэт лирический, поэт, пишущий от собственного лица. Начинал он в тот период, когда для многих поэтов существовал как бы один «лирический герой», однообразно и постоянно ясный.
В 1954 году поэт выступил со стихотворением «Пролог». Это стихотворение знаменовало собой новый поворот к более пристальному взгляду на человеческий характер. Е. Евтушенко — поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждодневности, поэт немедленного отклика. В его поэзии соседствуют и советский актер Евгений Урбанский, и французская певица Эдит Пиаф, и Стенька Разин, и Тиль Уленшпигель.
Его творчество как поэта, понимающего свое предназначение, неотделимо от чувства любви к Родине: Если будет Россия, Значит, буду и я. И как бы в подтверждение этих строк появилась другая книга «Катер связи», которая отразила это познание Родины. Евтушенко не довольствуется впечатляющим сюжетом, он насыщает этот сюжет подробностями, которые можно почерпнуть лишь в самой жизни. Он создал галерею лирических портретов, подтвердив свою известную строку: «Людей неинтересных в мире нет». Любовью к людям поэт выражает любовь к Родине.
Не может не радовать интерес поэта к истории. Его поэма «Казанский университет» связана с прошлым нашего отечества: Казань, Казань, татарская столица, предположить ты далее не могла, как накрепко Россия настоится под крышкою бурлящего котча. И в пахнущий казарменными щами, Европою приправленный настой войдут Державин, Лобачевский, Щапов, войдут и Каракозов и Толстой. Большое место в творчестве Евгения Евтушенко занимает любовная лирика.
Все его стихи о любви наполнены тревожным биением сердца: Молю тебя — в тишайшей тишине, или под дождь, шумящий в вышине, или под снег, мерцающий в окне , уже во сне и все же не во сне — весенней ночью думай обо мне и летней ночью думай обо мне, осенней ночью думай обо мне и зимней ночью думай обо мне. В его стихах путь к любимой — это поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе. Евтушенко умеет разговаривать стихами, писать для людей, обладающих хорошим слухом. В своих стихах он вступает в духовный контакт с читателем. Его стихи открываются непосредственным обращением к другу, к любимой.
К любовной лирике относятся такие стихотворения, как «Любимая, спи!..», «Нет, мне ни в чем не надо половины!». Поэт всегда хочет быть в своих стихах объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия. Он может исследовать судьбу одинокой женщины: Она сказала: — Он уже уснул,- Задернув полог над кроваткой сына, И верхний свет неловко погасила, И, съежившись, халат упал на стул. Мы с ней не говорили о любви…
В стихах Евтушенко — творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие логической жизни мира, он пишет о международных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте, научно-техническом прогрессе и т. п. Россия сокращает свою армию… Девчата гладят платьица в горошинку.
Ребята едут, и не бомбы атомные — взрываются частушки под гармонику. Своим творчеством, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после Второй мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое придают его стиху неповторимость и оригинальность. Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно.
В частности, читатель не может не обратить внимание на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме «Братская ГЭС», но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами. Е. Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно . Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко . Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники «Талант есть чудо неслучайное» и «Точка опоры» .
Проницательный поэт-лирик Е. Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор популярных песен «Хотят ли русские войны», «Бежит река», «В нашем городе дождь», «А снег идет», «Вальс о вальсе», «Пока убийцы ходят по земле», «Не спеши», «Товарищ гитара» и др. На слова Е. Евтушенко композитором Д. Шостаковичем создана 13-я симфония и симфоническая поэма «Казнь Степана Разина».
Творчество Е. Евтушенко многообразно в жанровом и тематическом плане. Обращаясь к самым различным проблемам современности, поэт в их эстетическом освещении опирается на традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского. Евтушенко всегда и поэт, и публицист.
Даже в программных стихах, а может, особенно в программных, он рассматривает действительность в исторической и нравственной связи: Есенин, милый, изменилась Русь. Но говорить, что к лучшему — не стану, А говорить, что к худшему — боюсь. Достигшее зрелости творчество Евгения Евтушенко не утратило обаяния молодости.
В этом одна из причин неослабевающего интереса к его отзывчивой музе.
Е. А. Евтушенко — лирический поэт