Экзаменационное сочинение по украинской литературе: Женские образы в романе Афанасия Мирного
Афанасий Мирный чиновничьей Полтаве был известен как добросовестный служащий губернских учреждений Афанасий Яковлевич Рудченко, а для украинского народа он стал любимым писателем, защитником прав обездоленного люда. Эпические художественные образы Афанасия Мирного, его социально-психологические романы ознаменовали собой целую эпоху в развитии украинской прозы. Писатель отобразил в своих произведениях правдивую картину общественной жизни на Украине, реалистически нарисовал тяжелое положение крестьянских масс.
Среди разнообразия тем творчества Афанасия Мирного важное место занимает изображение страдающей женской судьбы. В украинской литературе были уже и до Мирного чрезвычайной силы образы женщины-матери, созданные гением Т. Г. Шевченко, образы трудящихся женщин, изображенные Марком Вовчком. Афанасий Мирный также показывает женщин-страдалиц. Они воплощают судьбу женщин-тружениц в условиях крепостничества и в пореформенные времена. В романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» образы женщин созданы мастерски, с особой теплотой.
Как живые возникают перед нами баба Оришка, Мотря, Галя, Христя. Ярко индивидуализированы отрицательные женские персонажи — генеральша, Евдокия. Прообразом бабы Орищки стала няня И. Билыка и Афанасия Мирного — крепостная Ирина Константиновна Батиенко, которая и после освобождения от крепостничества оставалась у Рудченко, присматривала их миргородский двор. Бедная вдова всю жизнь мыкалась в батрачестве, не имела ни поля, ни огорода, ни своего дома.
Битая горем и беспроглядной бедностью, баба Оришка сохранила в себе море человечности, доброжелательности и теплоты. И все это стремилась передать единственному внуку, которого любила превыше всего на свете. Она — рассудительная, житейски мудрая, знала много сказок, легенд, пересказов. Ее тихое, ласковое слово куда больше весило для Чипки, чем материнские пинки.
От нее мальчонка перенял чувственность к чужому горю, трудолюбие, чувство справедливости. Недаром первым страшным ударом в жизни Чипки была смерть бабы.
В романе образ старой Оришки — воплощение народного мировоззрения и морали. Из отдельных выразительных деталей возникает перед нами портрет матери Чипки — бедной труженицы.
» Не судилось Мотри счастье. Не знала она его сызмала; не видела девкой, женщиной; не надеялась замужней, вдовой». В этих словах — вся ее судьба. Сызмала — сиротство. Девкой и женщиной — батрачество.
Не по любви, а ради приюта уже старой девой вышла замуж за незнакомого мужчину. Он оказался «двоеженом», за что его отдали в москали. Из-за диких наговоров и слухов она вынуждена была наниматься на работу аж в другом селе. На ласку сыну не имела ни сил, ни времени.
Поэтому можно подумать, что Мотря жестокая, когда за наименьшую провинность наказывает Чипку. Тем не менее, так только кажется. На самом деле же она таит в себе непомерно большую любовь к сыну, к невестке Гале, к людям вообще. Е Мотри есть своя гордость.
Она не особенно обрадовалась богатой невестке. Честность — главнейшая ценность для крестьянки. Этому принципу Мотря была верна всю жизнь.
Поэтому не смогла несчастная покрыть страшное преступление сына, а пошла заявить на него. Мотря является одним из наилучших и самых трагичных женских образов классической украинской литературы. Образ Гали задуман Афанасием Мирным как идеал моральной чистоты.
Хотя неоднократно мы любуемся на страницах романа и красивой внешностью «полевой царевны». Сердце Гали как светочувствительный цветок: оно распускается перед добром и закрывается перед злом, а в унынии может закрыться навсегда. Галя — нежная, искренняя, очень любит Чипку, готова делить с ним все дни жизни. Тем не менее, она не задумывается над причинами протеста Чипки.
Девушка вынуждена была жить в семье морально искалеченных родителей: Максима Гудзя — бывшего солдата, который стал вором, и его жены Евдокии. Галя выросшая честной и справедливой, упрямо боролась за своего любимого, лишь бы оторвать его от губительного общества, отвернуть от воровства, так как видела в лице Чипки не просто любимого, а человека искреннего, доброго.
А когда увидела, что ее усилия прошли напрасно и Чипка продолжал «искать правды» разбоем, бросает ему в лицо слова, полные гнева и укора: «Так это и правда! Это она». Не найдя семейного счастья, обманутая надеждами, Галя накладывает на себя руки.
Ее смерть воспринимается как еще одна жертва ненормальных условий жизни, как еще одна неисполнимая мечта человека работы.
Молодую, веселую, трудолюбивую батрачку полюбил Григорий и вступил в брак с ней. Жили они мирно и зажиточно. Спокойно было Христе, пока не встретилась с подзаборником Чипкой, не услышала его горьких, слов о том, как землю у него забрали, о неправде между людьми. Сердцем, женской чуткостью Христя поняла высокие порывы Чипки и всю приземленность Григория.
Тайно, сама себе не признаваясь, полюбила Чипку, переживала за него, близко сошлась с его матерью, а потом и с женой. Заливаясь слезами, проводила Христя пропащего товарища в его последний путь в кандалах в Сибирь. Вызывает симпатию образ крепостной девушки Ульяны. За ее жизнелюбие и веселый характер все любили девушку.
Анализируя женские образы в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?», мы восхищаемся умением Афанасия Мирного связать судьбу своих героинь с событиями тогдашней общественной жизни. Нас поражает мастерство писателя в раскрытии психологии человеческой личности. Надолго остаются в памяти рассудительная баба Оришка и добросердечная Христя. Сжимается сердце от мысли о смерти Гали.
До боли волнует трагедия матери-труженицы Мотри. Все они — весомый вклад Афанасия Мирного в художественную галерею женских образов украинской классической литературы.
Экзаменационное сочинение по украинской литературе: Женские образы в романе Афанасия Мирного