Элементы реализма в творчестве Лермонтова
Литературный процесс находится в движении, в постоянных изменениях. В нем отмирают какие-то устаревшие моменты и зарождаются новые, предвещающие иные тенденции. Всегда при этом возникают смежные, промежуточные явления, отражающие эти новые веяния, которые не следует путать с господствующим направлением, выражающим дух времени, стиль и эстетические представления эпохи. В 20-е годы XIX века в русской поэзии господствовал романтизм. «Кавказский пленник», «Цыганы», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан» Пушкина были классическими образцами романтической поэмы. Это не мешает при желании обнаружить в них отчетливо выраженные элементы зарождающегося пушкинского реализма. Однако было бы нелепо на этом основании «Цыганы» или «Бахчисарайский фонтан» называть реалистическими произведениями.
Наличие элементов реализма в романе «Герой нашего времени», как и в творчестве Лермонтова в целом, отрицать невозможно. В этом плане много нового и ценного вносит книга Б. Т. Удодова в дополнение к тому, что было сделано его предшественниками по выявлению конкретных связей творчества поэта с реальной действительностью, исторической эпохой.
Элементы реализма в творчестве Лермонтова отражают общую картину движения художественной мысли, процесс ее обогащения жизненными впечатлениями, опытом собственного творчества и опытом литературы. Они свидетельствуют о поисках, которые шли в разных направлениях. Рядом с «Бородино» создаются ультраромантические лирические шедевры, рядом с «Тамбовской казначейшей» — «Мцыри», высочайший образец романтической поэмы, рядом с «Кавказцем» — романтический «Штосе». Реалистические тенденции в недрах романтизма то усиливаются, то угасают, но, главное, не находят последовательного развития, оставаясь лишь элементами, тенденцией.
Присутствие в романе Лермонтова всего того, что можно назвать чертами или свойствами реализма, не дает основания видеть в «Герое нашего времени» «синтез двух методов». «Реалистические» картины повседневной жизни горцев, русских воинов, «водяного» общества, «реалистический» пейзаж, естественная разговорная интонация, элементы бытовой лексики и фразеологии, непринужденный живой диалог в языке персонажей романа отнюдь не противопоказаны романтизму, если под романтизмом иметь в виду развивающуюся эстетику. «Герой нашего времени» отражает процесс обогащения и усовершенствования единой романтической системы. Все реалистические частности, их место и значение в композиции романа можно понять лишь в функциональной взаимозависимости всех компонентов произведения. Все, решительно все до мельчайших подробностей растворяется в едином поэтическом созерцании действительности. Разнородный материал жизненных наблюдений и характер лермонтовского психологизма требовали соответствующих переходов от созерцания к раздумью, от грустной шутки к едкой иронии, требовали соответствующей емкой и гибкой системы выразительных средств, чем и объясняется сплав в романе различных стилистических пластов.
Румынский литературовед Михай Новиков, называя Лермонтова «виднейшим представителем европейского романтизма», касается и вопроса о стилистической природе романа «Герой нашего времени». «Некоторые элементы критического реализма, — пишет он, — не только не отрицают романтического характера этого произведения, но, наоборот,
Объясняются именно доведением до высшей точки всех завоеваний романтизма».
К правильной постановке проблемы романтизма Лермонтова наиболее близко подошел когда-то А. Н. Соколов. В 1946 году он писал: «Немного найдется других поэтов, у кого романтический метод творчества был бы выражен с такой последовательностью и отчетливостью, с такой «чистотой», как в ряде произведений Лермонтова… Лермонтов сохраняет верность романтическому знамени и в период работы… над психологическим романом».
Выдающийся исследователь русского романтизма понимал, что Лермонтов не мог враждебно относиться к романтизму, бороться с романтизмом, «преодолевать» его уже потому, что его романтизм не был приобретением извне, со стороны, что бывает нередко. Он был романтиком по природе, и романтизм составлял сущность его личности.
В основе романтизма Лермонтова лежит не отвлеченная созерцательность (нужно различать типы романтизма), не красивая поза, не игра в сильные страсти или в «мировую скорбь». Лермонтов, борясь с уродливыми проявлениями мнимого, ложного романтизма, до конца своей жизни остался верен романтизму истинному.
Элементы реализма в творчестве Лермонтова