Элиас Канетти
Элиас Канетти родился на берегу Дуная, в болгарском городке Рущук, входившем тогда в состав Австро-Венгрии. Его предки переселились сюда вместе с тысячами евреев, изгнанных в XV в. из Испании. Это был патриархальный мир, верный религиозным обрядам и традициям.
Но родители любили беседовать между собой по-немецки и были привержены немецкой культуре и знаменитому венскому театру. Слыша разноязычную речь, мальчик стал обостренно воспринимать слово.
В 1911 г., в связи с интересами отца-предпринимателя, семья переехала в Лондон. В Англии же он жил эмигрантом с 1939 г. Но родиной своей считал Вену, хотя огромное впечатление произвел на него в конце 20-х гг. Берлин, многим он был обязан Швейцарии и Цюриху, где и скончался. Свою жизнь Канетти описал в трех томах воспоминаний: «Спасенный язык» , «С факелом в ухе» , «Перемигивание» . Он был автором пьес «Свадьба» , «Комедия тщеславия» , статей и заметок дневникового характера.
Но главными его произведениями остаются Роман «Ослепление» и научно-публицистическая книга «Масса и власть» , в которой писатель исследовал причины и механизмы, с древних времен превращающие людей в толпу. В 1981 г. Канетти стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Художественная манера Канетти сложилась под влиянием искусства 20-х гг. — немецкой «новой деловитости», монтажа, утвердившегося не только в кинематографе, но и в литературе , конструктивизма.
Свой роман он написал в той же жесткой, гротесковой манере, в которой работали немецкие художники-графики О. Дике, Г. Гросс и уже прославившийся драматург Бертольт Брехт .
Его любимым писателем был Гоголь. Ослепление роман, в котором автора, по его словам, не занимала задача создать полнокровные характеры — его интересовало существо человека. Он писал о вырывающихся наружу элементарных и неистовых страстях персонажей, об одержимости идеями, определяющей направление человеческой жизни. Действие происходит в конце 1920-х гг. в Вене, но мир романа ближе предгрозовой атмосфере Берлина незадолго до прихода фашистов к власти. Может показаться, что герой романа синолог Петер Кин, углубившийся в мир древнего Китая, — тип неприспособленного к жизни ученого.
Домоправительнице Терезе удается женить его на себе.
Кина теснят, колотят, выгоняют из дому. Но и сам герой далеко не идеален: он не способен ни к любви, ни к великодушию. Единственной его страстью являются книги.
Скитаясь, как жалкий призрак, по городу, Кин постепенно сходит с ума. Кроме своей науки и книг, он не понимает ровно ничего. Но в романе представлен и противоположный полюс.
Домоправительница, а потом жена Кина Тереза — фигура по-своему монументальная. Несмотря на уродство и возраст, она считает себя весьма привлекательной. Тереза хочет денег и «интересного молодого человека» — продавца из мебельного магазина. Портрет Терезы представляет, как выражался Канетти, «акустическая маска» — скудный набор стереотипных фраз, идущих в ход по любому поводу и формирующих ее не менее примитивные чувства.
Не от чувств и мыслей — к словам и поступкам, а от усвоенных слов — к полагающимся в соответствии с ними чувствам и реакциям. Маленький горбун мошенник Фишерле, сопровождающий Кина, как Санчо Пансо — Дон-Кихота, в его скитаниях по городу, тоже видит жизнь в свете своей идеи.
Он шахматист и хочет правдами и неправдами добраться до Америки, сыграть с самим Капабланкой и стать чемпионом мира, после чего его станут добиваться миллионерши, а от журналистов не будет отбоя. Но его мечте не суждено сбыться — Фишерле убивают. Главный предмет изображения в романе — галлюцинирующее сознание. Каждый в отдельности и людское множество, то самое, что набрасывается на высохшего интеллигента Кина, ничего не видят: выдуманные или внушенные представления застилают реальность.
В мире царит ослепление: «Слепота — оружие против времени и пространства; наше существование — сплошная, чудовищная слепота, за исключением того немногого, что мы узнаем с помощью мелочных чувств». Опасно сближаются библиотека и огонь , словно предвещая фашистские костры из книг.
Элиас Канетти