«Энеида» И. П. Котляревского
Быть или не быть украинскому народу? Быть! — ответила на этот вопрос поэма. Есть такая легенда: когда боги делили между людьми таланты, то один человек выбрал себе смех… И только потом боги опомнились, увидев, что человек, одаренный смехом, может быть сильнее богов.
Можно уверенно утверждать, что и этим человеком был Иван Котляревский. Котляревский, по словам Д. Обрадовича, своей «Энеидой» показал, что наша нация не только поет плача, а и смеется петь. Автору удалось подтвердить народную мудрость: если ты верный сын народа, то береги свою песню и веру больше, чем границы.
Самая характерная черта поэмы — народность. Испытываешь удивление и захватываешься картинами народной жизни, которые насквозь пронизывают произведение. И какой же талант надо иметь, какую проникновенную наблюдательность, как надо было близко стоять к народу, которую любовь лелеять к родному языку, чтобы так чудесно, мастерски и реалистически изображать эти картины!
В поэме сочно обрисовано богатыми, разнообразными красками народные гуляния, праздники, игры и танцы, обычаи и поверья, народная одежда и домашняя обстановка; называются десятки народных кушаний; троянцы носят многочисленные украинские имена; украинские названия даны и многим селам, городам, местностям; с искренним любованием описаны праздничные развлечения, сцены вечерниц и ворожение.
Котляревский Поражает кулинарно-гастрономичной осведомленностью: которую только пищу не употребляли троянцы — галушки, лемишку, кулиш, запивали брагой и горе травой. И все это — простые крестьянские кушанья. А какой богатый выбор одежды у героев произведения! Венера одета великолепно.
Юнона «спрятала под кибалку мичку», «взяла шнуровку и юбку». На Дидоне «караблик бархатовий», «юбка и корсетка шелковая». В поэме упоминается много игр, как например: в свинки, в афанасия, в журавля. Подает автор и сведения об украинских народных инструментах и танцах: Бандура горлицы бренчала, свирель… Кругом девушки танцевали.
Троянцы знают много песен. И каких же песен! О Сагайдачном пели, Небось, пели и о Сечи! Не выпало из поля зрения писателя и изобразительное искусство.
Для украшения царских палат Латынь привезли картины: «Портреты всех богатырей…».
Это целый каталог картин, которые были распространены тогда и в помещичьих домах и в крестьянских домах. Захватывают читателя народные легенды: сказочные образы — кобиляча глава, сапоги-скороходы, ковер-самолет. А один из самых колоритных сказочных образов баба-яга, — замечательное произведение народной фантазии.
А еще: Котигорох, Иван-царевич, Кощей с прескверною ягой И дурак со ступой новой.
Как глубоко надо было знать И. П. Котляревському жизнь, историю и культуру народа, чтобы с такой колоритностью и точностью все это описать. Особенно ярко выявляется народность поэмы в описаниях потустороннего мира — ада и рая, в которых мы узнаем жизнь и быт народа на этой «грешной» земле, узнаем взаимоотношения между людьми, их привычки, натуры.
Эти картинки — настоящая энциклопедия для этнографа с описаниями вечерниц, ворожения и шептания, народного лечения. Подав картину вечерниц, писатель с глубоким знанием народных рядов описывает дальше ворожение, предсказание судьбы Энею. Как один из элементов народностей поэмы следует отметить наличие в ней народных имен, носителями которых были казаки-украинцы. Вот кого, например встретил Эней в подземном царстве:
Педька, Терешка, Шелифона, Панька, Ефрема и Харка…
Картины жизни и быта обрисованы И. П. Котляревським на основе глубоких
Знаний верований и представлений из народных источников:
Пойду я к людям стариков, И попрошу их рассказать, Что слышали от дедов своих
«Энеида» — произведение большой силы и красоты, произведение, которое имеет важное познавательное значение, произведение, где отражается вся жизнь народа: его действие, его понятие, его думы, желание, надежды, радости и печали. О. Билецкий сказал: «Всей своей поэмой Котляревский продемонстрировал необыкновенную силу и волю народа к жизни».
«Энеида» И. П. Котляревского