Эпикурейская лирика Константина Николаевича Батюшкова
В литературном движении 1801 -1815 гг. К. Н. Батюшкову принадлежит одно из первых мест. Он был в числе передовых литераторов эпохи, начавших борьбу против тех направлений, которые стали тормозом в развитии русской литературы. Своим творчеством Батюшков способствовал становлению нового литературного направления — романтизма. Соратник В. А. Жуковского, он искал собственного пути в поэзии, обогащая ее новыми художественными элементами. Вместе с Жуковским Батюшков явился непосредственным предшественником и учителем А. С. Пушкина. И все же приходится сказать, что Батюшков не осуществил полностью богатых возможностей своего дарования. Пушкин в письме К — Ф. Рылееву от 25 января 1825 г. призывал «уважить» в Батюшкове «несчастия и не созревшие надежды». «Превосходный талант этот был задушен временем»,- писал о поэте В. Г. Белинский.
Константин Николаевич Батюшков родился 18 (29) мая 1787 г. в Вологде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Отец Батюшкова, большой книголюб, собравший в своей усадьбе богатую библиотеку, сумел дать сыну хорошее образование. Батюшков воспитывался в лучших петербургских пансионах. Много содействовал воспитанию и образованию мальчика родственник и друг его отца, писатель и деятель просвещения М. Н. Муравьев, сыновья которого впоследствии стали декабристами. Молодой Батюшков приобрел обширные познания в области античной, французской, итальянской литературы. Рано возникло у него и влечение к литературному творчеству. Но целиком отдаться ему Батюшков не имел возможности. Поэту, который, по собственным словам, был «не чиновен, не знатен, не богат» (из записной книжки Батюшкова), приходилось служить.
Литературные интересы способствовали сближению писателя с товарищами по службе в Министерстве народного просвещения — И. П. Пниным и Н. А. Радищевым, членами Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. В 1805 г. Батюшков был принят в члены Вольного общества. В те же годы у него завязывается тесная дружба с Н. И. Гнедичем. Общается поэт и с другими видными писателями того времени.
Особенно большое значение имело для Батюшкова сближение его с семьей А. Н. Оленина, знатока литературы и искусства, в салоне которого собирались писатели, художники, артисты. Здесь господствовал культ античности, ценимой и постигаемой не через посредство классицизма XVII-XVIII вв., а в ее подлинном виде. Это повлияло на литературные вкусы молодого поэта.
К 1802-1303 гг. относится одно из первых творений Батюшкова — «Мечта». Вскоре его имя начинает появляться и в печати: в 1805 г. в журнале «Новости русской литературы» было напечатано стихотворение Батюшкова «Послание к стихам моим», печатаются и другие произведения. Что представляли собой первые опыты молодого поэта? Уже в стихотворении «Мечта» звучат мотивы, которые станут характерными для поэзии Батюшкова. Поэт призывает мечту, «дщерь ночи молчаливой». Воображением он уносится в Сельмские леса,
Где ветр шумит, ревет гроза, Где тень Оскарова, одетая туманом, По небу стелется над пенным океаном.
Из этого мира оссиановской поэзии поэт переносится мечтой к любимой женщине, «одетой ризою прозрачной, как туманом». Погружаясь в эти «романтические» туманы, поэт забывает печальную действительность, хижину свою начинает считать дворцом, «горесть» называет «сладостной» (тот же мотив, что и у В. А. Жуковского). Мечта способна дать утешение даже невольникам, руки которых отягчены цепями. Счастье мечты поэт-романтик противопоставляет «пустому блеску славы» и «блистанью сует». Возникает антитеза «света» и «скромной сени», где поэт обретает «мир, вольность и спокойство». Отсюда вытекает одно из положений романтической поэтики: «Мечтанье есть душа поэтов и стихов». Через полтора десятилетия, перерабатывая «Мечту» для сборника своих произведений, Батюшков сохраняет общую концепцию стихотворения и все его мотивы. Поэт-романтик остается верен культу мечты, услаждавшей его пребывание в «краях изгнанников» (в Финляндии). Тяготение к «мечтательному» миру охватывает теперь поэта еще более властно:
Где ты скрываешься, Мечта, моя богиня? Где тот счастливый край, та мирная пустыня, К которым ты стремишь таинственный полет?
В «Послании к Хлое» (1805) поэт противопоставляет свою «мирну хижину», куда он удалился с Хлоей, «свету», с которым он порвал. В стихотворении «К Филисе» (1805) Батюшков сатирически рисует высшее общество, где царит «гордость глупая», окруженная «кучей глупых обожателей». Поэт хочет «доказать»,
Что спокойствие есть счастие, Совесть чистая — сокровище, Вольность, вольность — дар святых небес.
Здесь отчетливо выражена романтическая антитеза высокого мира человеческой личности и несовершенной действительности. Эта действительность отрицается в ее общественно-моральных недостатках и пороках. Но отрицание порочной действительности не переходит в борьбу с ней. Душевное спокойствие, чистая совесть, внутренняя свобода — вот тот путь, на котором, по мнению поэта, следует искать преодоления противоречий жизни. Правда, Батюшков иногда готов признать полезной и общественную деятельность. В стихотворении «На смерть И. П. Пнина» (1805) он пишет:
Пнин был согражданам полезен, Пером от злой судьбы невинность защищал.
Однако в «Послании к Н. И. Гнедичу» (1805) автор отказывается, «громку лиру взяв, пойти вослед Алкею», поэту древности, прославившемуся своими гражданскими стихотворениями, и, называя себя «летописателем веселий и любви», снова противопоставляет мечту, которая «все в мире золотит», «пустой» истине.
Очень скоро романтический мир поэта-эпикурейца, противопоставляемый им реальной действительности, приобретает конкретные очертания, определяющие своеобразие батюшковского романтизма. «Манифестом» этого романтизма явилось напечатанное в 1806 г стихотворение «Совет друзьям». Через несколько лет Батюшков снова обращается к этому стихотворению и печатает его новую редакцию под заглавием «Веселый час» (1810), сохраняя, как и при переработке стихотворения «Мечта», его основное содержание.
Особенно отчетливо это выступает в приобретшем большую популярность послании Батюшкова «Мои пенаты» (1811 -1812, опубл. 1814). Все стихотворение построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного поэтом, «богатству с суетой», составляющим основной жизненный интерес «высоких» общественных кругов: «развратных счастливцев» с их «наемного душой», «придворных друзей», «надутых князей». Не этим баловням судьбы, а убогому калеке-воину, старцу, «убеленному годами и трудом», поэт хотел бы дать приют в своей «смиренной хате». Сам он, забытый «в стране безвестной», «без злата и честей», находит счастье в любви и дружбе, в вине и веселье, в чтении любимых поэтов и в поэтическом творчестве. Явная оппозиционность по отношению к правящим кругам, отвращение к «придворным узам» отличает эпикурейскую лирику Батюшкова от сглаживающей противоречия идиллической поэзии сентименталистов.
Эпикурейская лирика Константина Николаевича Батюшкова