• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Эпитеты в поэме Гоголя «Мертвые души»

 

Эпитеты в поэме Гоголя «Мертвые души»

Эпитеты в поэме Гоголя выполняют функцию реалистического уточнения изображаемой действительности. Гоголь — исключительный мастер создавать эпитеты огромной емкости и содержательности, отличающиеся новизной и поэтому прочно запоминающиеся. Например: ожесточающее мужество; бесчеловечная старость; необгонимая тройка; наводящее ужас движение и др.

Языку поэмы Гоголя свойственны некоторые часто повторяющиеся прилагательные, которые употребляются и как эпитеты, и как простые определения. Так, в поэме не встречается слово всевозможный, а вместо него весь возможный; «псы заливались всеми возможными голосами»; » Чичиков… решился… отделаться от всяких бричек, шарманок и всех возможных собак» и др. Укажем еще эпитеты, часто встречающиеся в поеме.

Известный: «Собравшись у полицеймейстера, уже известного читателям отца и благодетеля города». «Уже известный читателям.-Иван Антонович, кувшинное рыло, показался в зале присутствия». «Покой был известного рода, ибо гостиница была также известного рода». «Селифану отдано было приказание рано поутру заложить лошадей в известную бричку». «Дом известной архитектуры».

У Гоголя есть излюбленные, часто повторяющиеся эпитеты. Вечный: «достигнуть вечной истины»; «верхний был выкрашен вечною желтою краскою»; «вечный слоеный пирожок»; «дома были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином»; «и вечною красавицей меньшою сестрицей»; «принесет сальную свечу в долговечном домашнем подсвечнике»; «вечное сиденье на лавке с пером в руках»; «вечная пропись перед глазами»; «вечный шарк и шлепанье по комнате хлопанцев»; «вечно знакомое, всегда неприятное чувство».

Иногда Гоголь едко высмеивает принятое в обществе понятие. Так, показывая во 2-й главе сентиментальные отношения друг к другу Маниловых, он заканчивает это место словами: «словом, они были то, что говорится счастливы». Вот пример, где причина изображаемого является совершенно несостоятельной: «Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных».

Комизм достигается и характерным для Гоголя приемом соседства двух разнотипных черт характеристики: «Мужики сняли шляпы, и один из ник, бывший поумнее и носивший бороду клином, отвечал…».

Таким же образом дан губернатор, который «был большой добряк и даже сам вышивал иногда но тюлю». Эффекту сатирического показа служит и контраст. Так, для раскрытия самочувствия Чичикова, встретившего на дороге блондинку, точнее — для выяснения его очерствевшей, деляческой натуры, лишенной каких-либо романтических увлечений и наполненной одними лишь практическими размышлениями и расчетами, вводится по контрасту образ двадцатилетнего юноши.

«Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он или просто только что начавший жизненное поприще, и боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нем! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи в даль, позабыв я дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и все, что ни есть в мире.

Но герой наш уже был Средних лет и осмотрительно-охлажденного (характера. Он тоже задумался и думал, но положительное, не так безотчетны и даже отчасти очень основательны были его мысли». Вызывает смех и следствие, не вытекающее логически из излагаемого факта. «Селифану даже были даны кое-какие хозяйственные приказания собрать всех вновь переселившихся мужиков, чтобы сделать всем лично поголовную перекличку.

Селифан молча слушал очень долго и потом вышел из комнаты, сказавши Петрушке: «Ступай раздевать барина».

Этим же приемом перечисления пользуется Гоголь при описании той «всякой всячины», которая лежала на бюро у Плюшкина: «Куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая Письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял з шубах своих еще до нашествия на Москву французов».

Вот вещи, которые «без большого разбора» укладывает Чичиков в свой чемодан: «чулки, рубашки, белье, мытое и немытое, сапожные колодки, календарь».

Подобным же образом Гоголь знакомит читателей с теми «старыми приятелями», которые попадаются в небольших придорожных трактирах:

«Заиндевевший самовар, выскобленные гладко сосновые стены, трехугольный шкаф с чайниками я чашками в углу, фарфоровые вызолоченные яички пред образами, висевшие на голубых я красных ленточках, окотившаяся недавно кошка, зеркало, показывавшее вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепешку; наконец, натыканные пучками душистые травы и гвоздики у образов, высохшие до такой степени, что желавший понюхать дя только чихал и больше ничего».

А вот дорожные впечатления, данные при помощи того же художественного средства. «Опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обновы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст; городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой, рябые шлагбаумы, чинимые мосты, поля неоглядные, и по ту сторону, и по другую, помещичьи рыдваны, солдат верхом на лошади, везущий зеленый ящик с свинцовым горохом и подписью: такой-то артиллерийской батареи, зеленые, желтые и свеже-разрытые черные полосы, мелькающие по степям, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны, как мухи, и горизонт без конца…»

Нужно заметить, что это изображение мелькающих в дороге предметов проникнуто иным настроением: такой-то теплой задушевностью, что связано вообще с любовью Гоголя к дороге и; русским просторам.

Невольно вспоминается Пушкин, который тоже любил мелькающие дорожные впечатления и дал незабываемый образец их изображения в романе » Евгений Онегин » :

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Куппы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, Казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах. Большого комического эффекта Гоголь достигает часто и умением должным образом подчеркнуть сло-во, на первый взгляд совсем незначительное.

Так, например, Гоголь повышает знаменательный смысл незаметного отрицательного местоимения в разговоре Чичикова с Маниловым, который «омешалея, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и, наконец, уже выразился, что это сущее ничего!»



Эпитеты в поэме Гоголя «Мертвые души»

Другие сочинения по теме:

  1. Две России в поэме Н. Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча!...
  2. Сочинение Живые и мертвые души в поэме Гоголя Мертвые души В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мертвыми же душами автор позиционирует ни покойников,...
  3. Смех сквозь слезы в поэме М. В. Гоголя «Мертвые души» Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма » Мертвые души » простые по...
  4. Вопросы и ответы к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 1. По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику помещиков в поэме «Мертвые души»? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский...
  5. Души живые и мертвые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Гоголя «Мертвые души» — одно из лучших произведений мировой литературы. Над созданием этой поэмы писатель работал на протяжении 17...
  6. ДВЕ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча!...
  7. Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Счастлив писатель, который мимо Характеров скучных, противных, Поражающих печальною своею Действительностью, приближается к Характерам, являющим высокое Достоинство человека. Н. Гоголь....
  8. Тест к комедии «Ревизор» и к поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя 1. Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? А. Береги честь смолоду Б. На зеркало неча пенять, коли рожа...
  9. Автор в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Взгляды «практичного человека» Чичикова передают прозаическую логику жизни. Но эта пошлая позиция постоянно опровергается авторским взглядом, возвышающимся до поэтической сущности...
  10. Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический прием, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание,...
  11. «Мертвые души» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В своей поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь стремился, прежде всего, показать Русь «с одного боку» — сатирически изобразить отрицательные...
  12. «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Мертвые души Гоголь Н. В «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:...
  13. Город в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Читая первую главу поэмы, рассмотрим как относится к городу Чичиков и как — автор поэмы. Чичиков осмотром города был «удовлетворен,...
  14. Русь в поэме Гоголя «Мертвые души» Интерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел наиболее полно показать...
  15. ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее...
  16. Тема Родины и народа в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь...
  17. Манилов и Собакевич в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные...
  18. Помещики в поэме Н. Гоголя «Мертвые души «Мертвые души» автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма — объемное лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и...
  19. ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Работу над поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя «…...
  20. Изображение города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» «Вся Русь явится в нем», — писал о своем произведении сам Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по...
« Краткое изложение произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Написать сочинение на тему: роль образов лужина и свидригайлова в романе преступление и наказание »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения