Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма (часть 2)
30-е годы воспринимаются своеобразным периодом подведения итогов советской прозы, ибо именно в эту пору получают завершение крупнейшие эпопеи, начатые в 20-е годы. Об итоговом характере этого десятилетия свидетельствует и расцвет жанра социально-философского романа («Скутаревский», «Дорога на Океан» Л. Леонова), философской поэзии (Н. Заболоцкий), философской драмы (М. Горький, Л. Леонов). Происходит усиление аналитического начала в романтической поэзии (Э. Багрицкий, Н. Тихонов, В. Луговской). Заметно меняется реальное содержание терминов «лирика» и «эпос». Личность и мир, идеал и реальность — эти категории получают новое жизненно-социальное наполнение. Жанр философской лирики воспринимается как закономерное явление эпохи.
В драматургии 30-х годов отчетливо представлены художественные течения героической трагедии (Вс. Вишневский) и психологической драмы (А. Афиногенов). Опираясь на опыт прозы, драматурги создают синтетический жанр драматургического эпоса (Н. Погодин). Успешно развиваются многочисленные разновидности комедии: героической (А. Корнейчук), лирической (В. Катаев, В. Гусев), — а также водевиль, трагикомедия и т. д. Все это обогатило репертуар советского театра.
Новая концепция человека и резко изменившийся тип социально-нравственных коллизий определяют своеобразие жанрово-стилевых форм, типологические особенности и характер конфликтов драмы 30-х годов. Прорывая рамки семейно-бытовой драмы, пьеса идет по пути все большего овладения средствами свободной, «открытой» композиции.
Советская литература подходила к историческому рубежу 1941 г. идейно закаленной, творчески зрелой. Она создала ценности, которые навсегда вошли в художественную сокровищницу народа, стали завоеваниями социалистического реализма.
Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма (часть 2)