Эразм Роттердамский и литература Франции
Средневековая католическая церковь господствовала во всех областях жизни, а, следовательно, борьба против феодализма = борьба против церкви и ее святого учения = ересь = очень тяжелая ситуация реформаторов. Но оппозиция против церкви была общенациональной, т. к. в отличие от остальной Европы, которая пыталась освободиться от императора и попасть под влияние церкви, Германия пыталась выйти из-под влияния церкви, вечно облагающую ее всевозможными налогами и сборами на церковные нужды. Начало реформационного движения явилось в 1517 выступление Лютера против злоупотребления папской власти, это вызвало колоссальные волнения среди немцев.
Мартин Лютер (1483-1546), учился в монастыре, а оттуда ушел в Эрфуртский университет, где занимался гуманитарными науками и богословием. Оттуда ушел в августинский монастырь, стал ученым монахом и, в последствии, профессором богословского факультета в г. Виттенберге, в Саксонии. Побыл в Риме, где видел «весь ужас и разложение папской власти», после чего захотел все переделать в Германии. Лютер выступает против папа, поддерживаемый тысячами крестьян, но вскоре присоединяется к не очень ярко выраженной контрпапской политике князей. Почему? Испугался сокрушительной силы? Неизвестно. Он, будучи выходцем из народа, говорит, что настоящее богатство для немецкого народа не в латыни, а в родном языке. «Застольные речи», множество религиозных песен, богословско-политические памфлеты — все на немецком языке. Перевел множество латинских псалмов на родной язык, которые впоследствии получили распространение в лютеранской церкви. Томас Мюнцер — еще один вождь реформации. Священник и доктор богословия, он скоро разошелся во взглядах с Лютером, т. к. был за полное уничтожение старой церкви.
Существовала еще и Бюргерская литература. Она развивалась параллельно с латинской л-рой гуманистов, агитационно-политической, научной и художественной. Эта литература на немецком языке. Она не создала какие-либо памятники и была всего-навсего некой «городской» литературой, авторы писали на вольные темы сатирические рассказы и не черпали сюжеты из зарубежных разнообразных жанров, а по сему эта л-ра была замкнутой и для избранного круга горожан. Ее родоначальником являлся Себастьян Брант, который написал стихотворную сатиру «Корабль дураков», положившей начала «литературе о глупцах», к которой относится «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. Наиболее выдающийся ее представитель — Ганс Сакс, которому Гетте посвятил одно из стихотворений. Он написал «Похвальное слово» там где превозносит родной город. Лютера поддерживал, но весьма своеобразно и в рамках своей литературы («Спор между священником и сапожником», где идиотом оказывается священник)
Вообще реформация не очень благоприятна сказалась на развитии гуманизма: реформаторы были против подобного рода мыслей и призывали вложить все силы в реформирование, а церковь сражалась со всеми, кто проявлял себя как индивидуалист, ибо считала это ростком ереси. В такой ситуации сложилось творчество Иоганна Фишарта, который писал прозаические сатиры типа «Спор босоногих монахов» и «Житие св. Доминика и Франциска», его лучшее творение — перевод первой книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», который он превознес к политической обстановке Германии того времени. Книгопечатанье положило начало демократической литературе, которая в основном являлась вольными переводами французских и итальянских произведений (Тиль Эйлиншпигель», «Доктор Фауст», «Тристан», «мелюзина» и др.) Эта литература пользовалась особой популярностью в эпоху Романтизма.
Крупнейшим ученым гуманистом в 16в был Эразм Роттердамский, уроженец Роттердама, голландец по происхождению и «гражданин мира» по своим убеждениям, большую часть жизни странствовал по Европе, поддерживал дружеские связи с гуманистами в Италии и Франции, очень повлиял на его развитие в Германии. Он учился в монастыре, где изучал латынь и греческий и на всю жизнь получил ненависть к церковному учению. Жил и учился в Париже, Риме и Англии. Ученые сочинения Эразма, написанные по латыни, создали ему славу наиболее авторитетного знатока классической древности. Его филологическая критика церковных книг, подорвала доверие к их первоначальному трактованию. Однако Эразм не присоединился к реформаторам т. к. лютеранство было против гуманизма ( трактат «О свободе воли» к Лютеру). «Похвала глупости», — одно из самых выдающихся его произведений, знамениты так же и «Домашние беседы», написанные на латинском языке как и все остальное. «Беседы» по образу «Диалогов» Лукиана, дают сатирическое обозрение различных сторон современной частной и общественной жизни. Более глубокая и обобщенная сатира — «Похвала глупости». Которая сразу перевелась на многие европейские языки. Самые жестокие насмешки — против церкви. Все человеческое общество у Эразма — царство глупости, только одна природа не тронутая человеческой цивилизацией — источник мудрости.
Эразм Роттердамский и литература Франции