«Ермолай и мельничиха», анализ рассказа Тургенева
История создания
Весь цикл «Записок охотника» был задуман еще в 1842 г., когда Тургенев изъявил желание написать несколько замечаний «о русском хозяйстве и о русском крестьянине». Рассказ «Ермолай и мельничиха» был написан в 1847 г., вторым после рассказа «Хорь и Калиныч», и напечатан еще с тремя рассказами цикла в журнале «Современник» № 5.
Некоторые герои рассказа имеют прототипов. Так горничная помещицы Зверковой возникла под влиянием подлинной истории: В. П. Тургенева продала в 1839 г. дворовую девку Акулину вместе с новорожденной дочерью за то, что работница осмелилась «произвести на свет».
Прототип Ермолая — Афанасий Алифанов, служивший у Тургенева егерем. Он охотился с Тургеневым с 1835 г.
Литературное направление и жанр
Тургенев как писатель-реалист ставил перед собой цель показать жизнь русского крестьянина такой как она есть. Факты, поражающе читателя до глубины души, самим героям кажутся обыденными и нормальными.
Рассказ «Ермолай и мельничиха» имеет черты очерка, претендует на документальность. Еще читатели «Современника» обратили внимание на то, что в произведении есть черты путешествия и повести. Например, в ретроспективных частях этого рассказа проходит целая жизнь героев.
Проблематика
Основная проблема рассказа — человеческое достоинство крепостного крестьянина и его жизнь, зависящая от прихоти помещика. Современный читатель поразится бесправному состоянию женщины, которую забирают от родителей в Петербург, потом делают горничной и не позволяют выйти замуж, а потом она вынуждена выйти замуж без любви. И за все изменения своей судьбы она должна быть благодарна. Так что Тургенев, вольно или невольно, поднимает проблему крепостных женщин, которые имели гораздо меньше прав, чем крепостные мужчины. О связи Арины и Петрушки-лакея помещик сразу говорит: «Петрушка… не виноват».
Просто потому, что барин так решил.
Сюжет и композиция
Рассказ — одна из охотничьих историй. Рассказчик вместе с охотником Ермолаем с вечера отправился на охоту. Они решили переночевать в ближайшей мельнице.
Там охотник стал свидетелем беседы Ермолая и мельничихи. Рассказчик узнал о тяжелой судьбе Арины, которую девочкой помещик забрал в Петербург, где она была горничной его жены. Дважды горничной было отказано, когда она просилась выйти замуж, потому что барыня замужних горничных не держит. Узнав о связи Арины с лакеем Петрушкой, ее отправили в деревню.
Но бедняжку выкупил мещанин, мельник, который на ней и женился. А Петра отправили в солдаты.
Рассказ «Ермолай и мельничиха» композиционно представляет собой рассказ в рассказе. Рамкой становится история о весенней охоте на вальдшнепов и ночевке в мельнице. В этой рамке охотник сначала повествует о жизни Ермолая, а потом передает историю Арины, рассказанную ему самому помещиком Зверковым.
Фоном ко всему происходящему становится живая и суровая весенняя природа средней полосы.
Герои
Согласно названию, главных героев в рассказе два — Ермолай и Арина . Тургенев характеризует героев так, как это принято в произведениях реализма 19 в: последовательно, не пропуская портрета, бытовых подробностей жизни, черт характера, поступков.
Ермолаю 45 лет. Он худой и высокий, нос длинный и тонкий, лоб узкий, глазки серые, волосы взъерошенные, губы широкие насмешливые. Ермолай жил охотой, хотя его хозяин, «помещик старинного покроя», в его дичи не особенно нуждался.
Ермолай имел пристрастие к старым вещам , одевался колоритно: кафтан немецкого кроя, шапка со смушком, кушак, шаровары.
Для того чтобы показать нездоровые отношения между помещиками и крепостными, Тургенев вводит еще одного героя — собаку Валетку. Ермолай не кормит собаку, считая, что она сама должна находить пропитание. И Валетка не убегает, хотя при случае и поедает подстреленных хозяином зайцев.
Так и Ермолая помещик не обеспечивает порохом, но дает ему почти полную свободу. И Ермолая, и Валетку все устраивает.
Ермолай постоянно в движении, некоторые его перемещения нелепы. Даже к жене Ермолай приходит раз в неделю на одну ночь. И совершенно о ней не заботится.
В чужой стороне с Ермолаем обращаются, как с его Валеткой: загоняют и ловят, как зайца в поле. Среди чужих Ермолай слыл чудаком, его прозвали Ермолкой.
При кажущейся бесполезности и рассеянности, Ермолай очень внимателен. Он видит и отмечает важное. Например, у мельничихи сразу спрашивает о ее здоровье, а она действительно страдает от кашля.
Рассказчику Ермолай не дает отвлечься от главного — утренней охоты.
В мельничихе, с которой беседует Ермолай, рассказчик узнает горничную Зверкова, который сам же и рассказал ее историю. Ей на вид лет 30. Лицо худое и бледное, все еще красивое, глаза большие и грустные.
Мужа мельничихи Ермолай называет толстым брюхачом. Он некрасив: высокий, лицо жирное, бычачий затылок и большой живот. По мысли Ермолая, мельник выкупил Арину и женился на ней потому, что она ему понравилась, а еще потому, что «она грамоте знает».
Мельничиха в рассказе спокойна и равнодушна к жизни. Она тоже чем-то похожа на Валетку, которому, по словам рассказчика, свойственно «непостижимое равнодушие ко всему на свете» и даже разочарованность. У Арины умер ребенок, но об этом Ермолай говорит как бы вскользь, как о чем-то естественном.
Обычным и даже обыденным для всех героев кажется вся жизнь Арины, ее, по-видимому, опасная болезнь.
Помещики в рассказе — далеко не главные герои. О помещике Ермолая сказано лишь, что он отказался от Ермолая как от человека, ни на какую работу не годного, при этом и сам не заботился о нем.
Зверков описан более детально. У него говорящее даже имя: помещик зверь по своей сущности, но прикидывается добреньким. Такова и его пухлая чувствительная жена, сын их — избалованный барчонок.
В Зверкове и его жене современного читателя поражает то, что крепостные для них — настоящие рабы, обязанные выполнять любую волю барина да еще и благодарить за это. Зверков наиболее возмущен тем, что Арина не постыдилась расстроить барыню, что она обидела и огорчила барина. Зверков приходит к выводу, что «сердца, чувства» у крепостных нет.
Показательна речь помещика Зверкова: он не договаривает фразы, будто собеседник сам может додумать прописные истины, о которых он говорит. Действительно, во времена Тургенева помещиков, подобных Зверкову, было множество: они проповедовали либеральные ценности и считали себя добряками , но были жестоки: «Беспорядок в доме терпеть нельзя. Больной член лучше отсечь».
Стилистические особенности
Для «Записок охотника» в целом характерны отсутствие остроты сюжета, неторопливое созерцательное повествование. Природа и охотничья история, как в данном рассказе, становится рамкой для основного сюжета. Пейзаж Тургенев вводит также между частями сюжетного повествования .
Герои характеризуются подробно и всесторонне, их истинная тихая и трагическая жизнь становится видна как раз в остановке, в рассуждении, беседе.
«Ермолай и мельничиха», анализ рассказа Тургенева