«Эрнани», художественный анализ романтической драмы Виктора Гюго
Романтическая драма «Эрнани» была написана Виктором Гюго в начале осени 1829 года, после запрещения постановки «Марьон Делорм». На сцене она появилась в феврале 1830 года, за несколько месяцев до знаменитой Июльской революции. В предисловии к драме Гюго сравнил романтизм с политическим Либерализмом, завоевав тем самым в начале внимание, а затем и любовь публики.
В центре пьесы стоит Образ благородного дворянина, рожденного в изгнании принца Хуана Арагонского, по воле обстоятельств ставшего предводителем разбойников-горцев Эрнани. Возлюбленная испанского гранда — донья Соль де Сильва, страстно влюбленный в нее дядя — шестидесятилетний Руй де Сильва и не менее страстно желающий ее испанский король Дон Карлос, впоследствии Карл V, своими поступками и чувствами наравне с главным героем формируют художественное своеобразие драмы как на внутреннем, идейном, так и внешнем, сюжетном уровне.
Историческая основа пьесы связана исключительно с именами некоторых действующих лиц и событий , весь частный сюжет — полностью придуман автором. Действие пьесы происходит в Испании и приходится на начало XVI века.
Композиция «Эрнани» — классическая. Состоящая из пяти действий пьесы открывается экспозицией. В первом действии автор знакомит читателя с главными героями, рассказывает об их любви к донье Соль, намечает завязку будущего конфликта .
Собственно сюжетное начало пьесы приходится на второе действие, во время которого дон Карлос обнаруживает свои истинные намерения в отношении доньи Соль и приобретает непримиримого врага в лице Эрнани. Нарастание действия наблюдается в третьей части пьесы, повествующей о Руе де Сильве, приютившем в своем замке смертельно опасного гостя, узнавшего о любви невесты-племянницы к другому и ставшего врагом испанскому королю Карлу I. Кульминация пьесы попадает на четвертое действие, в котором герои балансируют на грани жизни и смерти: Карла I, ставшего императором Карлом V, чуть не убивают заговорщики; Карл V чуть не казнит Эрнани, дона Руя де Сильву и других дворян; донья Соль готовится умереть вместе с любимым. Столкновение героев завершается удивительной развязкой — получивший безграничную власть, жестокий и деспотичный в прошлом, дон Карлос, «по совету» Карла Великого, решает начать свое правление с всепрощения: он дарует заговорщикам жизнь и отдает донью Соль в жены Эрнани.
Казалось бы, все должны быть довольны и счастливы, но драма не была бы драмой, если бы она неумолимо не двигалась к своей истинной, смертельной развязке, приходящейся на пятое действие, в котором счастье влюбленных разрушается дворянским словом чести, данным Эрнани Рую де Сильве в час, когда он отказался от дуэли со старым герцогом, попросив его об одном одолжении — помочь освободить донью Соль из рук испанского короля.
Идейно-художественное своеобразие пьесы формируется внутри Образов главных героев, каждый из которых выражает одну или несколько чувств-идей, характерных для эпохи романтизма. Эрнани, он же принц Хуан Арагонский, воплощает в себе идеи мести , любви , чести и прощения . Образ Руя де Сильвы, дяди доньи Соль, связан с идеями мести , ревности , любви , чести .
Испанский король Карл I, он же германский император Карл V, он же дон Карлос сочетает в себе идеи власти , любви , мести и прощения .
В Главном женском образе пьесы, Образе доньи Соль, воплотилась одна-единственная идея — чувство любви, безграничной, бесконечной, ничего не боящейся, ни перед чем не отступающей. Донья Соль готова на все ради Эрнани: жить с ним в лесу среди диких горцев, прятаться от властей, растить детей среди полей и лугов, выйти замуж за нелюбимого старика-дядю, убить испанского короля, умереть вместе с возлюбленным. Художественный Образ главной героини — статичен.
Он не изменяется на протяжении всей пьесы: девушка готова взойти на эшафот вместе с Эрнани уже во втором действии. Любовь для доньи Соль — это жизнь, отсутствие любви — смерть. Бесчестие любимого для благородной по рождению девушки — тоже смерть.
И именно поэтому она первая выпивает яд, предназначенный для Эрнани, избавив его от ответственности перед ней, от любви, от владеющего им плотского желания жить.
Главные мужские образы драмы в соответствии с традициями романтизма также лишены какого бы то ни было психологического развития: несмотря на то, что Эрнани постоянно колеблется между идеей мести дону Карлосу и своей любовью к донье Соль, последняя является для него определяющей и, в итоге, побеждает; дон Руй де Сильва только на первый взгляд никак не может выбрать между честью и ревностью ; Карл I вроде бы полностью меняет свой характер под влиянием мысленного разговора с Карлом Великим, но, во-первых, автор никак не показывает внутреннюю трансформацию персонажа, а просто ставит читателю перед фактом , а, во-вторых, Карл I фактически перестает существовать, став Карлом V.
Король, получивший неограниченную власть, теряет интерес к мирским удовольствиям: если раньше он только и делал, что думал о донье Соль, пытался ее похитить, мечтал, как благосклонна она будет к нему, если он станет германским императором, то сейчас все его мысли вращаются вокруг политических, военных и религиозных проблем своего времени.
«Эрнани», художественный анализ романтической драмы Виктора Гюго