Эрнст Толлер
Эрнст Толлер (1893-1939) принадлежал к мюнхенскому окружению Мюзама, то есть к той политически активной интеллигенции, которая горячо спорила о п а ц и ф и з м е, революции и социализме.
Молодой студент юридического факультета в 1914 году пошел на фронт добровольцем. В 1916 году Толлер был тяжело ранен, и его демобилизовали для продолжения учебы. В Мюнхене под влиянием К. Эйзнера и Г. Ландауэра он вступил в Независимую социал-демократическую партию Германии, с энтузиазмом вел антивоенную агитацию среди рабочих. Его арестовали, и лишь революция освободила его из тюрьмы. Спустя всего несколько дней он уже был членом руководства Баварского центрального совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Будучи страстным революционером, Толлер одновременно посвятил себя и литературе, что в литературной ситуации последних лет войны означало примыкание к кругу идей и стилистике экспрессионизма. Драма Толлера «Превращение» (1917-1918) свидетельствует о том, по каким направлениям складывалось у Толлера осмысление главных мировоззренческих проблем.
Эта пьеса является выражением нравственного кредо, драматизированным повествованием о судьбе человека и автобиографией. Действие пьесы, разворачивающееся в шести эпизодах и аллегорических интермедиях, рассказывает о Фридрихе, выходце из буржуазной семьи, а по существу, о самом Толлере, для которого ура-патриотические настроения сменились отрезвлением, а вслед за размышлениями о более человечном миропорядке пришла решимость бороться за него. О путях, которыми герой идет к своей цели, лучше всего говорит последняя сцена, где Фридрих обращается с речью к толпе, чтобы затронуть сердца людей: «Ведь вы теперь не люди, а лишь искаженные подобия самих себя. Но вы можете стать людьми, если обретете веру в себя и в человека…». Он призывает своих «собратьев» идти к «власть имущим», «солдатам» и «богачам»: «… откройте им свое сердце, бывшее некогда свалкой. Но будьте добры к ним, ведь и они — несчастные, заблудшие».
Толлер проникся идеей такой революции, которая должна произойти в результате нравственного пробуждения всех людей, но в дни Баварской Советской республики ему пришлось взять на себя реальную политическую ответственность: некоторое время он даже возглавлял новое правительство, затем командовал одним из участков фронта. Суровая реальность вооруженной борьбы столкнулась с идеалистическими представлениями поэта. Ряд его действий ускорил падение Баварской Советской республики.
В этих пьесах он стремится понять и художественно воплотить события, непосредственным участником которых он был. Причины поражения революции Толлер видел прежде всего в непримиримом трагическом противоречии между вождями революции и широкими массами, не готовыми к ней, поэтому он хотя и «переворачивает» конфликтную структуру экспрессионистской поэзии, однако по-прежнему остается в ее рамках. Лишь в сатирической комедии «Освобожденный Вотан» (1923), разоблачающей послевоенную реакцию в Германии, ему удается преодолеть эти позиции экспрессионизма.
Толлер непосредственно не принадлежал к революционно-пролетарскому литературному движению, но все же в 20-е и 30-е годы он считался одним из наиболее известных немецких писателей, близких к пролетариату. Воспоминания о главных событиях его жизни, тема революционной работы дали ему возможность создать еще целый ряд значительных художественных произведений: «Гоп-ля, мы живем!» (1927), «Гасить котлы!» (1930). Находясь в эмиграции, он написал пьесу «Пастор Галль» (1939), призывавшую к борьбе с нацистским режимом. Он выступал в качестве оратора и публициста, организатора широкой международной поддержки республиканской Испании.
В мае 1939 года, когда власть фашистов достигла своего апогея, Толлер покончил жизнь самоубийством в Нью-Йорке.
Эрнст Толлер