«Еще шумел веселый день…», анализ стихотворени Тютчева
В 1851 году в журнале «Москвитянин» было опубликовано стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Еще шумел веселый день». Долгое время его незаконченная рукопись лежала без внимания в бумагах поэта. И лишь в середине 19 века была решена издательская судьба стихотворения. Поэт скромно подписал его: Т-въ.
Но читатели и критики сразу узнали талантливую руку Тютчева. По мнению Тынянова, это одно из тютчевских стихов «на случай».
Однозначную тему стихотворения определить достаточно сложно, так как в строчках переплетаются многие мотивы:
Неизбежной смены дня и ночи, шума и тишины; Наполнения сердца жизненной энергией и умиротворенным одиночеством; Духовной связи природы и человека; Столкновения реального и таинственного.
Тютчев подчеркивает, что человек днем — один, а ночью — он совершенно другой. В светлое время суток его окружают толпы людей, суета будней, веселье зевак, облака, разнообразие звуков и запах новой весны. Поэт по-философски пытается проследить момент, когда ночь внезапно проглатывает день и начинает царствовать в часы «дремоты» и «молчанья».
Ночь у Тютчева — мистическое время суток. Она приводит внезапно очнувшегося от сна человека в неопределенное состояние галлюциативного недоумия. Ходящие «тени по стенам» — тому доказательство.
Читая «Еще шумел веселый день», невольно становишься свидетелем какой-то человеческой драмы, понять которую не просто. Этого, наверняка, и добивался автор: читатель должен думать.
Весь Сюжет стихотворения тщательно уложен в три ряда: день — вечер — ночь. День у Тютчева по-весеннему веселый, светлый, шумный, многозвучный и свежий. Вечер у него приходит с потемневшими облаками и физической усталостью после «дел насущных».
Ночь — главная «царица» поэтического повествования. Именно к ней стремится герой, именно она приносит ему беспокойство, именно в ней он ищет ответы на трудные вопросы бытия. Смена суток, по Тютчеву, не только природное течение жизни, это еще и течение мысли и дел человека.
Стихотворение написано четырехстопным Ямбом. Ударный и безударный слоги образуют один стоп. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.
Значит, это перекрестная форма рифмовки. Женская рифма сменяет мужскую.
В «Еще шумел веселый день» тропов так много, что хочется их все расставить по полочкам. Тропы придают стихотворению яркое и образное звучание, красоту и очарование:
Эпитеты : веселый день, благодатная жизнь, невнятный строй, весенняя нега, полусонное мерцанье, невольное забвенье, бледное светило, пышно-золотой день, незримый гений, миротворный гений; Метафоры : царство теней, звуки жизни; Олицетворения : день шумел, улица блистала, тень пролетала, шум и гам затих, молчанье воцарилося, ходили мерцанье , глядело светило, глядело украдкою, гений увлек.
Образ лирического героя противоречив и интересен. Он соткан из личных переживаний самого поэта и его наблюдением за другими людьми. Лирический герой не равнодушен к жизни, он чувствуют ее дневные хлопоты и ее ночные уловки.
Для него жизнь — это и радость, и тревога одновременно. Можно в герое найти нерешительность и даже массу сомнений. Ему многое кажется, и от этого он чувствует себя неуютно в ночной тишине. Кстати, за год до опубликования «Еще шумел веселый день» Тютчев встретил свою самую большую любовь в жизни — Елену Денисьеву. Многое в их отношениях было неясным.
В строчках стихотворения эти неясность и неопределенность есть. Внимательный читатель это заметит.
Жанр стихотворения — элегия. Мы видим философское раздумье над непростым течением жизни, проникнутое грустью и растерянностью.
«Еще шумел веселый день…», анализ стихотворени Тютчева