ЭССЕ
Эссе — публицистический жанр, сочетающий выраженную авторскую позицию с ярким изложением.
Основатель жанра — Мишель Монтень , вскоре жанр получает развитие в «Опытах» Фрэнсиса Бэкона . Обычно эссе не размышление, а его художественное оформление, лишь имитирующее вольное размышление. Цель эссе — утверждение определенного взгляда на ту или иную тему, но подспудная цель — утверждение самого автора как носителя уникального миросозерцания.
В 1668 году в Англии появляются эссе А. Каули, расширившие художественные возможности этого жанра. Эти произведения подготовили восприятие выдающегося английского эссе — «Сказка бочки» Дж. Свифта. «Жанр этот — основной в литературе эпохи, наравне с поэзией и драматургией. И пожалуй, особенно в Англии — наиболее привлекающий внимание и читателей и литераторов. Очень вместителен этот жанр, позволяет он автору вносить в свое произведение менее уместные в других жанрах элементы и науки, и философии, и политической публицистики, и морализирующего памфлета, и, наконец, художественной образности.
Жанр эссе был в некотором роде синтетическим, и соответствовал он нормам духовной культуры XVII века, стремившейся к синтезу…» .
В XX веке Томас Элиот сделал эссеистику равноценной художественной параллелью к своей новаторской поэзии. Сборник эссе «Сакральный лес» , эссе о Гамлете и оказавшее важное влияние на современников «Традиция и индивидуальный талант», в которых отрицался романтический индивидуализм ради веры в «бесперсонализм» поэзии, стал важной вехой в развитии жанра. За этими эссе последовали «В честь Джона Драйдена» , эссе о поэтах-метафизиках. Эти и другие эссе показывают нам Томаса Элиота выдающимся писателем — «приверженцем классики в литературе, роялистом по политическим воззрениям и англо-католиком в религии» (The Wordsworth Companion to Literature in English / Ed. by Ian Ousby.
Cambridge University Press, 1994. P. 292). В русской литературе выдающиеся образцы жанра эссе мы находим у Ф. М. Достоевского и В. В. Розанова.
Принято говорить о жанровой неопределимости эссе. «Однако эта неопределимость вовсе не означает отсутствия у эссе какой-либо специфики… сущность ее — именно в динамичном чередовании и парадоксальном совмещении разных способов миропостижения. Если какой-то из них: образный или понятийный, сюжетный или аналитический, исповедальный или нравоописательный — начнет резко преобладать, то эссе сразу разрушится как жанр, превратится в одну из своих составляющих: в беллетристическое повествование или философское рассуждение, в интимный дневник или исторический очерк. Эссе держится как целое именно энергией взаимных переходов, мгновенных переключений из образного ряда в понятийный, из отвлеченного — в бытовой» (Эпштейн М. Парадоксы новизны. М.: Советский писатель, 1988.
С. 345).
Выдающиеся современные русские эссеисты — Иосиф Бродский , Борис Парамонов , Петр Вайль (Гений места.
М.: Независимая газета, 1999) и Александр Генис . Стремление современной русской литературы к жанровой интеграции породило такую жанровую разновидность, как роман-эссе.
Наиболее яркие образцы жанра — «Прощание с Нарциссом» Александра Гольдштейна и «Конец цитаты» Михаила Безродного .
ЭССЕ