Эссе о творчестве Анны Андреевны Ахматовой
Ахматова в своей утонченной, наполненной сдержанной искренностью лирике с лишь ей присущей интонацией отобразила чрезвычайно широкий диапазон человеческих чувств и переживаний. Анна Ахматова родилась в дачном предместье Одессы в семье морского инженера-механика, капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко, и Инны Эразмовны, до замужества — Стоговой. Детские годы будущая поэтесса провела в Царском Селе, куда переехала семья Горенко в 1891 г. В 1900 г. она поступила в Царскосельскую Марийскую гимназию («Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленая, сырая роскошь парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где гарцевали маленькие пестрые жеребята, старый вокзал…»). После развода с мужем мать забрала детей и переехала сначала в Крым, а с 1906 г. поселилась у родственников в Киеве.
В 1907 г. Ахматова поступила в последний класс киевской Фундуклиевской гимназии, затем училась на юридическом отделении Высших киевских женских курсов. После бракосочетания с выдающимся русским поэтом-акмеистом Н. Гумилевым (венчание состоялось 15 апреля 1910 г. в Никольской церкви села Никольская Слобода, близ Киева) Ахматова стала студенткой Высших историко-литературных женских курсов в Петербурге. Именно в этом городе прошла почти вся ее жизнь.
В 1910 и 1911 годах Ахматова вместе с мужем дважды побывала в Париже, а в 1912 г. — в Италии. В этом же году у них родился сын Лев Гумилев — будущий известный историк и географ. Публиковаться Ахматова начала с 1907 г. (стихотворение «На руке твоей…» в парижском русском еженедельнике «Сириус»), связав свое раннее творчество с акмеизмом. «Одни шли в футуризм, другие — в акмеизм. Вместе с моими товарищами — Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом — я стала акмеисткой», — вспоминала позднее Ахматова. В своей ранней лирике поэтесса, творчески восприняла наработки символизма, отказалась от символистской мистики и абстрактности, стараясь передавать земной характер чувств.
Первый сборник Ахматовой «Вечер» («Вечер») вышел в начале марта 1912 г. в издательстве «Цех поэтов» тиражом 300 экземпляров. Своим содержательным наполнением «Вечер» — это своеобразный поэтический дневник, в котором имеется, как заметил в предисловии к сборнику М. Кузмин, острая восприимчивость и принятие мира в его солнечной плоти, а также внутренняя трагедийность сознания. В книгу вошло 46 стихов, написанных, в основном, в 1910-1911 годах. Второй поэтический сборник Ахматовой — «Вервица» («Четки»), который появился через два года после «Вечера», принес ей всероссийскую славу и выдвинул в первые ряды современной русской поэзии. Из многочисленных критических отзывов на сборник глубочайшей и самой убедительной найпроникливишою Ахматова считала статью М. Недоброва, который подметил в поэзии «Вервицы» «лирическую душу быстрее жесткую, чем мягкую, быстрее жестокую, чем слезливую, и уже откровенно господствующую, а не угнетенную».
Ранний период творчества Ахматовой завершила поэтическая книга «Белая стая» («Белая стая», 1917), наполненная глубокими раздумьями лирической героини о тревожной хрупкости и неуверенности современного мира. Стараясь возвыситься над временным и повседневным, приблизиться к глубоким психологическим и этическим обобщениям, Ахматова непроизвольно или сознательно выходит за пределы декларированных акмеистами конкретности и ощутительности, языковых образов и языковой простоты. Это, в первую очередь, объясняется особенностями ее мировосприятия сквозь призму человеческой души.
На место темы неразделенной и утраченной любви, которая доминировала в первых двух сборниках, пришла другая тема — тема всепобеждающей и целительной любви («Твой белый дом и тихий сад покидая…», «Ответ», «Нет, царевич, я не…», «Дорогому»). Вместе с тем поэтесса по-новому осмысливает тему родины и войны, памяти и совести («Уединение», «Все забрано: и сила, и любовь…», «Июль 1914», «Молитва», «Памяти 19 июля 1914»). К определяющим характерологическим признакам поэтической манеры Ахматовой нужно отнести филигранное изображение чувств, эпиграмматичность и рефлексорность, а также сюжетность ее лирических миниатюр.
В августе 1921 г. большевики арестовали и без суда расстреляли Н. Гумилева, лживо обвинив в контрреволюционном заговоре. В 1925 г. Ахматову исключили из ленинградского отделения Всероссийского Союза писателей как «непролетарского поэта», обвинив в «декадентских настроениях» и «отрыве от социалистического производства». В 1934 г. на глазах Ахматовой арестовали А. Мандельштама, а в следующем году попали в тюрьму ее сын Лев Гумилев и третий муж — М. Пунин, искусствовед и музейный работник. Лев Гумилев переживет еще 2 ареста и проведет в лагерях 14 лет. Осенью 1935 г. Ахматова начала работу над знаменитой поэмой-циклом «Реквием» («Реквием»), в которой трагические события личной жизни неразрывно переплелись с великой народной трагедией, в значительной мере благодаря оригинальной поэтической форме, «близкой к народным причитаниям» (О. Павловский):
В таком горе никнут горы. Каменеет река. Невозмутимы лишь тюрем затворы, Вне их «каторжанские норы» И печаль, как смерть, горька. (Пер. В. Затуливетра)
Этот страстный полифонический рассказ о мученической судьбе своего народа. В России поэма «Реквием» вышла лишь в 1987 году, хотя основная часть текста поэмы-цикла (пролог, десять отдельных фрагментов и эпилог) создавались с осени 1935 до весны 1940 г. С началом Второй мировой войны Ахматову эвакуировали сначала в Москву, а потом — в Ташкент, где она жила до 1944 года. В годы войны она создала яркий цикл патриотичных стихов («Клятва», «Мужество», «Ночь в Летном саду» и др.). По возвращении в Ленинград поэтесса опубликовала ряд стихов в журналах «Ленинград» и «Звезда», а в скором времени началась очередная кампания против «антисоветских» произведений Ахматовой.
Выдающимся литературно-художественным достоянием тогдашней русской поэзии стала «Поэма без героя», в которой отображена не только целебная атмосфера прошлой «серебряной эпохи», а и неотвратимое движение времени, пропущенное через совесть лирической героини. «Планы прошлого, настоящего и будущего постоянно пересекаются, эпоха отражается в зеркале души («Я пишу зеркальным письмом…»), а душа видит свое отражение в эпохе» (В. Коровин). Своеобразным итогом послевоенной лирики Ахматовой стал сборник «Бег времени» («Бег времени», 1965).
В конце жизни к Ахматовой пришло мировое признание. В 1964 г. в Риме ей была присуждена Международная литературная премия «Этна-Таормина» по случаю 50-летия литературной деятельности и за книгу избранных произведений, изданную в Италии. В этом же году, 15 декабря, Оксфордский университет (Англия) присудил Ахматовой степень почетного доктора литературы. Пережив четыре инфаркта, Ахматова умерла 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово, в кардиологическом санатории. Похоронили поэтессу на Комаровском кладбище, которое близ Ленинграда.
Эссе о творчестве Анны Андреевны Ахматовой