«Есть — люди, а есть — иные — и человеки.. «
Сочинения по литературе: «Есть — люди, а есть — иные — и человеки.. «.
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Как писатель Горький имел свой взгляд на роль и назначение искусства, он отводил ему высокие задачи и цели. В творчестве Горький искал освобождения от нелегкого гнета реальной жизни, от несправедливости, изначально навязанной воле человека. Между тем все самое замечательное и прекрасное создано волей человека, он — смысл бытия. «Он создал даже Бога»,- утверждал писатель.
Стараясь постигнуть нелегкую истину о предназначении человека, о том, какое место он занимает в окружающем мире, Горький пишет свою пьесу «На дне».
«На дне»является социально-философской драмой. Авторская позиция выражена в диалогах и монологах героев, в их действиях и развитии сюжета, но главная особенность драмы как рода литературы — конфликт, острое столкновение между героями по очень
Существенному и значительному для них поводу.
Тема пьесы — сознание и рассуждения о своем предназначении — людей, которые подошли к последнему пределу, оказались «на дне» жизни. Упасть ниже невозможно — обитатели грязной и неуютной ночлежки прекрасно осознают эту простую истину. И все же идея высокого предназначения и неограниченных возможностей человека заставляет их снова и снова вступать в спор друг с другом, с несправедливой жизнью и самим сабой.
Каждый из них имеет свое прошлое, свои мысли и чувства, а потому проблема потерянного места в жизни, утрата человеческой сущности, определенности настоящего, надежды на будущее, встает необыкновенно остро.
Кому из них могло придти в голову, что загадочная судьба сыграет такую странную шутку: соберет под крышей грязной и неустроенной ночлежки: торговку пельменями и картузника Бубнова, слесаря Андрея со смертельно больной женой Анной и вора
Василия Пепла, молодого сапожника Алешку и Настю, не имеющую средств к существованию, а потому вынужденную зарабатывать их на улице, бывшего барона и спившегося актера.
Обитатели ночлежки ведут бедную монотонную жизнь. Они настолько привыкли друг к другу, что говорят сразу все, не ожидая ответа, живут, почти не замечая окружающих. Анна, доживающая свои последние дни, не видит сочувствия и понимания даже от собственного мужа. Барон живущий за Настин счет, грубо вырывает у девушки книгу, которую она читает. Сентиментальные романы и придуманные истории о возвышенных чувствах являются единственным утешением Насти, ее собственная жизнь так далека от судьбы героини. «На дне».
Пепел, Бубнов и Клещ ведут разговор о совести. Вот как здесь говорят о нравственном и моральном достоинстве человека, о его чести: «Значит, продает, Ну, здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил…. Да и то в долг….»
Впрочем,»привилегированные»лица — Максим Иванович Костылев, содержатель ночлежки, его молодая жена Василиса Карповна, ее дядя, пятидесятилетний полицейский Медведев, мало чем отличаются от своих жильцов. Жестокая и властная Василиса мечтает
Избавиться от своего мужа, благосклонность она проявляет к Василию Пеплу, который не отвечает взаимностью. Василий испытывает симпатию к сестре своей хозяйки, Наташе, девушке молодой и доброй. Их дядя, полицейский Медведев, ищет
Расположения торговки пельменями. Казалось, ничего не может изменить раз и навсегда заведенный порядок, но обстановка меняется с появлением Луки.
«Доброго здоровья, народ частной!»-приветствует он обитателей ночлежки.
В этот мир неопределенности и хаоса бедный странник Лука принес свою правду о назначении человека, он утверждал, что жалость и уважение по отношению к ближнему — это единственно верный жизненный принцип. Одним своим присутствием Лука
Сумел утешить и подбодрить умирающую, всеми забытую Анну. Он внушил пьющему актеру мысль о спасительной лечебнице, где бы он смог избавиться от пагубного пристрастья и вновь обрести себя в искусстве. Лука подает идею Василию Пеплу — бежать в
Сибирь с Наташей и начать на новом месте иную, лучшею жизнь. Но Лука, этот «лучик света»,очень скором исчез из темного и непроглядного царства человеческих пороков. После его исчезновения еще более обострились существующие конфликты.
Социальный конфликт, изображенный в драме, имеет несколько уровней. Первый между хозяевами и обитателями ночлежки, но он оказывается лишенным динамики, не развивается активно на протяжении всей пьесы. Это происходит потому, что Костылевы в
Общем плане ушли не так далеко от своих жильцов. Второй — личная драма в прошлом каждого героя, из-за которой он оказался на дне жизни, в грязной ночлежке, перед читателем же разворачивается итог произошедших неурядиц. Существует и третий
Конфликт-взаимоотношение между Василием пеплом, Василисой и Наташей.
Люди, фактически смирившись со своим положением, вдруг посмотрели на свою жизнь другими глазами, они начали по-другому осмысливать собственное положение и предназначение. Наряду с истиной Луки в произведении представлены еще две правды о
Человеке — они звучат в словах Сатина и Бубнова. Мысль первого заключается в том, что все подвластно человеку и все должно происходить по его воле. Он создал жизнь, создал все, что его окружает, а потому — его положение на Земле особенное. Истина
Бубнова не представляет никакой духовной и моральной ценности:человек — ничем не выдающееся существо, он не может ставить перед собой высоких целей, и тем более достигать их.
В сознании каждого из героев это противоречие встает настолько остро, что трагедия неизбежна, и она происходит — Василий Пепел отправляется в Сибирь совсем не для того, чтобы устроить новую жизнь, но ему уготовлен путь каторжника. Костылев
Убит, Наташа попадает в больницу. Актер оканчивает жизнь самоубийством, и мысль о спасительной лечебнице не может его остановить. Глубина нравственного и морального падения каждого героя настолько велика, что они ощущают себя даже не на
Краю бездонной пропасти, а на ее дне.
Как же предотвратить «падение»человека, можно ли не допустить бедственного положения, сделать так, чтобы то изначально хорошее, заложенное в каждом человеке росло и крепло, помогая еще не сформировавшейся личности стать достойной, найти свое
Место в жизни и обществе? Безоговорочно отвергая жестокую истину Бубнова, заимствуя жалость Луки и уважение Сатина, общество может воспитать настоящего, достойного человека, заслуживающего сочувствия и понимания уже потому, что он родился.
«Есть — люди, а есть — иные — и человеки.. «