Эстетичные взгляды Гете
Следующей ступенькой в творческом становлении художника стал «веймарский классицизм» — такое название получила общая деятельность Гете и Шиллера по реализации программы эстетичного воспитания народа. Оба поэта возлагали надежду на воспитательную роль искусства, надеялись научить человека «быть чистым среди окружающей грязи, быть свободным в абсолютном рабстве», чтобы «щедрый миг не застал поколения людей неподготовленными» в то время, когда будет изменен несовершенный общественный порядок.
Путешествуя по Италии, Гете захватывается классицизмом. Античный мир он воспринимает как область красоты и гармонии, прямые линии античной архитектуры успокаивают душу поэта. Именно тогда формируются идейные основания нового мировоззрения Гете, концепция «веймарского классицизма». Толчком к творческим поискам стал жизненный кризис — десять бесплодных веймарских лет. За это время Гете получил еще один горький урок — его деятельность не улучшила жизнь народа вообще. В поисках других путей художник приходит к идее эстетичного воспитания человека. Вместе с Шиллером они разрабатывают программу такого воспитания. «Веймарский классицизм» Гете и Шиллера был художественным экспериментом, утопическим и идеалистическим по своей сути. Содержание его состояло в возрождении на новой жизненной почве духа античности, т. е. в обработке тогдашнего жизненного материала в духе классической гармонии.
Наибольшим художественным достижением «веймарского классицизма» стали роман Гете «Года науки Вильгельма Мастера» (1796) и его поэма «Герман и Доротея» (1798). Работая над этими произведениями, Гете настойчиво искал форму, которая бы позволила соединить идеальное с реальным, гуманистический идеал из жестокой действительностью. В поэме «Герман и Доротея» поэт использовал классицистический закон «трех единств», который до этого не употреблялся в эпической поэме, но расширил границы времени и пространства.
Барух Спиноза (1632-1677)- нидерландский философ-материалист. За вольнодумство его отлучили от еврейской религиозной общины. Целью знания Спиноза считал господство над природой и усовершенствование человека. Он был уверен, что существует только природа, которая является причиной самой себя, ничего не требуя для своего бытия. Спиноза свел сложную психическую жизнь к уму и страстям. Философ отождествлял волю с умом, а инстинкт самосохранения и отстаивание собственной мысли признавал основой человеческого поведения.
Оба поэта прикладывали немало усилий для развития нового направления, но их просветительская деятельность, равно как и увлечение Гете идеями штюрмерства и государственными делами, не принесла ощутимых практических результатов. И Гете, с его ясным умом и проникновенным взглядом, вынужден был признать, что искусство не способно серьезно повлиять на жизнь общества.
Эстетичные взгляды Гете не отвечают традиционным хронологическим рамкам, которыми в современном литературоведении по обыкновению отмежевывают одно от другого разные литературные направления — классицизм, сентиментализм, романтизм. Гете шел своим путем, отличным от общего.
Эстетичные взгляды Гете