Эстетизмтечение в общем потоке неоромантического движения. Гюисманс и декадентская модель
Луков Вл. А.: Французский неоромантизм. § 1. Эстетизм: течение в общем потоке неоромантического движения. Гюисманс и декадентская модель «искусство страны есть указатель ее социальных и политических добродетелей» («Лекции об искусстве», 1870, опубл.
1887), Пейтер придерживался субъективистского варианта концепции «искусства для искусства». Эстетическая теория Пейтера, основанная на субъективизме оценок и противопоставлении этики и эстетики, была изложена в «Очерках по истории Ренессанса» (1873), главном труде Пейтера. В предисловии к этой книге он писал: «… Красота, как почти весь человеческий чувственный опыт, есть нечто относительное; поэтому определение ее тем менее имеет смысла и интереса, чем оно абстрактнее. Задача истинного эстетика заключается в том, чтобы определить красоту не в абстрактных терминах, но в возможно более конкретных, — в том, чтобы найти не универсальную, а особенную формулу, которая всего лучше выражает то или иное откровение красоты. «…» Задача эстетической критики заключается в том, чтобы распознать, проанализировать и освободить от случайных придатков то свойство, благодаря которому картина, ландшафт, благородная личность в жизни или в книге производит это особое впечатление красоты или удовольствия, и указать, где источник этого впечатления и при каких условиях оно переживается». В «Заключении» Пейтер отмечает: «Вначале опыт словно заливает нас потоком внешних предметов, угнетающих своей резкой, назойливой реальностью и вовлекающих нас в тысячи действий. Но когда мы начинаем размышлять об этих предметах, они рассеиваются; сила сцепления, словно волшебством, перестает действовать; каждый предмет распадается в сознании наблюдателя на группу впечатлений: цвет, запах, вещество». Здесь очевидно сближение с импрессионизмом. Но Пейтер идет еще дальше. Для него искусство не должно учить добру, оно безразлично к морали, что импрессионисты вовсе не подчеркивали. Прекрасное субъективно, считает Пейтер, поэтому задача критика — лишь выразить свои личные переживания от встречи с произведением искусства. Таково, например, изложение в «Очерках» впечатлений о «Джоконде» Леонардо да Винчи, в которой Пейтер видит «животность Греции, сладострастие Рима, мистицизм средневековья с его церковным честолюбием и романтической любовью, возвращение языческого мира, грехи Борджиа». Эстетические идеи Пейтер развивал и в художественных произведениях — философском романе «Марий-эпикуреец» (1885), сборнике новелл «Воображаемые портреты» (1887). Эстетизм Пейтера приводит его к утверждению самоценности формы («Школа Джорджоне», 1877). В философии искусства Пейтера большую роль сыграли идеи неокатолицизма («Марий-эпикуреец), неоплатонизма («Платон и платонизм», 1893), а также Дж. Рескина. Принимая мысль Рескина о первостепенном значении красоты в жизни человека, Пейтер полемизирует с его представлением о связи искусства и морали. Идеи У. Пейтера оказали влияние на Оскара Уайльда и других представителей английского эстетизма. Преемниками Пейтера стали деятели искусства, объединившиеся вокруг декадентских журналов «Желтая книга» и «Савой», которые стали выходить в свет в 1894 и 1895 гг. Это были теоретик символизма и поэт Артур Саймонз (1865-1945), поэты Эрнест Доусон (1867-1900), Джон Дейвидсон (1857-1909), художник и писатель Обри Бердсли (1872-1898). Влияние эстетизма Пейтера испытали ирландский поэт и драматург Уильям Батлер Йетс (1865-1939), англо-американский писатель Генри Джеймс (1843-1916) и др. Вождем эстетизма после Пейтера становится Оскар Уайльд. Эстетизм как явление теоретического порядка явился основой для объединения ряда писателей, представляющих в литературе разные художественные стили. В основном отмечается явная склонность к символизму (особенно у деятелей «Желтой книги). Но символизм в Ангии не обрел таких четких форм, как во Франции и Бельгии. Эстетизм во Франции ярко выразился в творчестве Жориса Карла Гюисманса (1848-1907). На протяжении долгого времени он совмещал работу чиновника в министерстве внутренних дел с творческой деятельностью. Литературный дебют Гюисманса — сборник стихотворений в прозе «Ваза с пряностями» (1874), за которым последовали ранние романы «Марта, история падшей» (1876), «Сестры Ватар» (1877), «По течению» (1882). В них обнаруживаются импрессионистические, натуралистические и другие направления поисков Гюисманса, в конечном счете подготовившие появление ключевого романа его творчества — «Наоборот». В научной литературе отмечено: «В натуралистических романах Гюисманса очевидно присутствие тенденций европейского эстетизма: в каждом произведении есть персонаж-художник или писатель (Лео, Сиприен, Андре). Объективный мир, пропущенный через их индивидуальное восприятие, превращается в субъективную реальность, отражающую художестве
Эстетизмтечение в общем потоке неоромантического движения. Гюисманс и декадентская модель