«Евгений Онегин»: от романа к опере и обратно
В марте 1877 года композитор Петр Ильич Чайковский гостит у певицы Лавровской, которая дает ему идею написать либретто к опере по роману А. С. Пушкина » Евгений Онегин». Чайковский, пораженный этой мыслью, заявляет, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре план новой оперы начинает занимать его мысли и ночью и днем, и Чайковский, используя текст Пушкина, сам пишет Либретто. В 1881 году оперу ставят в Москве, в Большом театре, силами студентов Московской консерватории.
Композитор настаивал на том, чтобы арии героев Пушкина исполняли молодые, начинающие певцы.
Роман Пушкина начинается со вступления, в котором поэт знакомит нас со своим героем. В опере тоже есть вступление — это Увертюра, что значит «открытие» в переводе с французского.
Прослушивание увертюры к опере.
— Чья же это музыкальная характеристика?
— Чем объяснить тот факт, что героиней увертюры у Чайковского является Татьяна, а не Онегин?
— Вспомните, какой рисует свою героиню Пушкин?
— Какой предстает Татьяна в музыке, что в ее характере подчеркивает музыка?
— Мы увидели, как создается образ нашей героини в поэзии и музыке. Сейчас посмотрим фрагмент фильма
«Евгений Онегин»: от романа к опере и обратно