Евтушенко Е. А. биография
ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ , русский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей.
Рос в Москве, где с 1949 начал печатать стихи. В 1951-1957 учился в Литературном институте им. А. М. Горького , в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР. Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В. В. Маяковского , в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость и высокое мастерство версификатора, уверенно чувствующего себя в любом стиховом «поле» — от верлибра до ямба, глубину размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности .
Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А. А. Вознесенским, А. А. Ахмадулиной, Р. И. Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина , в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма современных ему «строителей коммунизма» . В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансирующий на грани лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными темами борьбы за мир и мирового коммунистического движения свежо и сильно звучат темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и «малой родины», бережного отношения к природе, исторического прошлого России . Особый пласт — протестная лирика Евтушенко, идущая в одном русле с его смелыми, особенно для в целом весьма благополучного во все советские времена литератора, гражданскими поступками .
Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно ориентирующая на взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть , постоянно сопоставляющего судьбу своего народа с судьбами Планеты, на всех континентах приветствующего освобождение от догм и предрассудков априорной отвагой творческого дара , решительно при этом отвергая кровь и насилие .
Поэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к исповедальности. Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными . Психологическая тонкость и житейская мудрость проявляются и в многочисленных стихах Евтушенко о разных и всегда для него прекрасных женщинах — застенчивых влюбленных , самоотверженных матерях , упрямых и стойких труженицах ; о друзьях — настоящих и мнимых, об одиночестве «больной» души .
Один из провозвестников и трибунов «перестройки», во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями и стихами . В последующем усиление в его творчестве мотивов скепсиса и иронии объясняются естественным разочарованием в результатах перестроечных процессов, далеких от создания подлинно демократического общества .
Как прозаик, ориентированный на мемуарно-библиографическую документальность и интерес к сложным и спорным моментам современной истории, проявил себя в повести Перл-Харбор , проецирующейся на события Второй мировой войны, и особенно в романе Ягодные места , связанном с процессом «раскулачивания» в Сибири 1930-х годов, а также в многоплановом романе Не умирай прежде смерти , включающим цикл Стихи из последней книги и сконцентрированном на драматических коллизиях периода «перестройки». В аналогичном контексте прочитываются осужденная партийными литераторами за «клевету» на советский строй Автобиография и кн. воспоминаний Волчий паспорт . Автор фантастической повести Ардабиола, нескольких рассказов, ряда очерково-публицистических книг.
Многие стихотворные тексты Евтушенко стали основой музыкальных произведений, в т. ч. популярных песен Хотят ли русские войны, Вальс о вальсе, Бежит река, в тумане тает… Шаржи, эпиграммы и пародии поэта вошли в литературный обиход второй половины 20 в., Евтушенко осуществил также многочисленные переводы из поэзии разных народов (сб. Лук и лира. Стихи о Грузии.
Переводы грузинских поэтов, 1959, и др.). Постоянные размышления Евтушенко о проблемах творчества, внимание к развитию отечественной стиховой культуры выразились в создании им антологии русской поэзии 20 в. Строфы века , в составлении, авторстве и редактировании многих сборников поэзии, поэтических теле — и радиопередач, в написании книги статей Талант есть чудо неслучайное , в поэме Пушкинский перевал и т. д. Широко известный во всем мире современный русский поэт , претендующий — при всех неумолкающих спорах вокруг его имени — на право быть одним из выразителей умонастроений своего народа и своей эпохи, Евтушенко, с той или иной степенью успеха, выступал как чтец , актер, режиссер и сценарист , а также как фотохудожник ; проявил себя и в качестве темпераментного общественного деятеля .
ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович — поэт, прозаик, публицист, киносценарист, кинорежиссер. Родители — геологи, мать впоследствии певица, заслуженный работник культуры РСФСР. Рос и учился в Москве, посещал поэтич. студию Дома пионеров. Был студентом Лит. ин-та им. М. Горького, исключен в 1957 за выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым».
Первые публ. стихов — 1949, в газ. «Сов. спорт». Принятый в СП СССР в 1952, стал самым молодым его членом. Первая книга — «Разведчики грядущего» — несла приметы декларативной, лозунговой, пафосно-бодряческой поэзии рубежа 40-50-х гг.
Подлинно дебютными стали не она и не вторая книга — «Третий снег» , а третья — «Шоссе энтузиастов» и четвертая — «Обещание» книги, а также поэма «Станция Зима» . В них формируются выразительные особенности поэтич. почерка Е.- богатство ритмики, корневая ассонансная рифма, равное тяготение к ораторской патетике и бытовизму разговорной речи, стихам лирически исповедальным и сюжетно балладным. В них — завязь нек-рых постоянных, излюбленных тем: неослабная память воен. детства, проведенного в эвакуации, на «малой родине» в Сибири . Именно в этих двух сб-ках и поэме Е. осознает себя поэтом нового, иступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением «шестидесятников», и громко заявляет об этом программным стих. «Лучшим из поколения» .
Мироощущение, умонастроение молодого Е. складывались под воздействием сдвигов в самосознании общества, вызванных первыми разоблачениями «культа личности» Сталина. Их Е. почувствовал раньше и острее многих: «И голосом ломавшимся моим/ломавшееся время закричало». Отсюда сквозные для него мотивы обновления жизни, в которую возвращаются люди «из долгого отлученья от нас» .
Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели», Е. пишет собственный автопортрет, вбирающий духовные реалии как общественной, так и лит. жизни. Ключевые полярные понятия неправды и правды — времени, судьбы, иск-ва — становятся при этом фундаментальными опорами гражданской позиции поэта как позиции социально активного действия. Углублением и укрупнением ее в последующие годы станут нс только стихи и поэмы, но и безбоязненные поступки в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинства лит-ры и иск-ва, свободы творчества, прав человека. Таковы многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем, травли А. Солженицына, сов. оккупации Чехословакии, правозащитные акции заступничества за репрессированных диссидентов — генерала П. Григоренко, писателей А. Марченко, Н. Горбаневскую, 3. Крахмальникову, Ф. Светова, поддержка Э. Неизвестного, И. Бродского, В. Войновича. И это, и многое другое имели в виду председатели КГБ В. Семичастный, заявивший, что Е. «опаснее десятка диссидентов», и Ю. Андропов, сигнализировавший в политбюро ЦК КПСС об «антисоветском поведении» поэта.
Полемический вызов, какой Е. уже в пору своих дебютов отважно бросал идеологическим, пропагандистским, моралистическим постулатам сталинизма, встревожил официальную критику. Яростное неприятие тогдашних охранителей встретила прозаическая «Автобиография» Е., напечатанная во франц. еженедельнике «Экспрессо» . Участники проходившего в то время пленума правления СП СССР под председательством А. Корнейчука хором и наособицу обвиняли поэта в идейном ренегатстве, в клевете на сов. строй и сов. лит-ру.
Взаимоотношения Е. с критикой — тема особая и зачастую драматичная. Поэт прав, сетуя на чрезмерное пристрастие к себе: «Одни, галдя, меня хвалили,/и мед мне на дорогу лили,/другие деготь лили зло». Как прав и в том, что он сам о себе высказал «гораздо больше резкостей, чем все мои критики, вместе взятые». Свой идейно-нравств. кодекс поэт не однажды называл кодексом гражданственности и недскларативно подтверждал стихами, чье обнародование, будучи актом гражданского мужества, становилось крупным событием как литературной, так и общественной жизни: «Бабий Яр» , «Наследники Сталина» , «Танки идут по Праге» , «Афганский муравей» . Эти вершинные явления гражданской лирики Е. нс носили характера одноразового полит, действия.
Так, «Бабий Яр» прорастает из стих. «Охотнорядец» и в свою очередь отзывается в 1978 др. созвучными строчками: «У русского и у еврея/одна эпоха на двоих,/когда, как хлеб, ломая время,/ Россия вырастила их». Стих. «Наследники Сталина» нс только закономерно венчает «антикультовскис» раздумья молодого Е. «и о путях России прежней,/и о сегодняшней о ней», но перебрасывает мост к сер. 80-х гг., которыми датированы стихи, знаменующие последний и окончательный расчет со сталинистским прошлым: «Похороны Сталина», «Дочь комдива», «Еще не поставленные памятники», «Вдова Бухарина». Открытый, резкий протест против оккупации Чехословакии и колонизаторской войны в Афганистане под лицемерным, демагогическим лозунгом «интернационального долга» подготовлен истинно интернационалистскими устремлениями поэта, выстрадавшего на ближних и дальних дорогах мира твердые убеждения: «Несчастье иностранным быть не может». Одновременно это и позиция подлинного патриота, умеющего, как сказано в стих. нач.
70-х гг. «Возрождение», «глазами чеха или венгра/взглянуть на русские штыки» и устыдиться их во имя любви к собственной родине. Частым поездкам по стране, иногда очень дальним — русскому Северу и Заполярью, Сибири и Дальнему Востоку — поэт обязан как мн. отд. стихами, так и большими циклами и книгами стихов. Немало путевых впечатлений, наблюдений, встреч влилось в сюжеты поэм — широта географии целенаправленно работает в них на эпическую ши-рокоохватность замысла и темы. Творческий импульс к созданию «Баллады о браконьерстве» задан встречей с «владыкой Печоры» — образцовым председателем передовой рыболовецкой артели, чьи «геройские» показатели в труде достигнуты хищническим истреблением рыбных богатств края. Сиюминутно потребительское, варварское отношение к природе поднято до общенар. бедствия, экологическое браконьерство осмыслено как браконьерство экономическое, социальное, духовное.
Таков первый смысловой пласт баллады. Второй, созвучный тогда же написанной «Балладе о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта» и о шефе жандармов» — протест против стимулированных хрущевскими встречами с интеллигенцией расправ над молодыми писателями, художниками, кинематографистами, композиторами, чьи «жабры» ломаются о «чертовы эти ячейки» идеологических сетей… Использованы материалы энциклопедического словаря «Русские писатели XX века». Резко критическое отношение к поэтическому творчеству Евтушенко и к занимаемой им общественно-политической позиции неоднократно высказывал В. В. Кожинов, подробно изучивший и проанализировавший его жизнь и деятельность и обнаружив в ней определенно коньюнктурные и откровенно заказные поделки.
ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович , поэт, прозаик. Родился 18 июля на станции Зима Иркутской области. Его отец был геологом, но всю жизнь писал стихи и научил сына любить поэзию.
Когда семья переехала в Москву, будущий поэт во время учебы в школе занимался в поэтической студии Дворца пионеров Дзержинского района. Позднее посещал литконсультации издательства «Молодая гвардия», где более трех лет поэт А. Досталь занимался с юным поэтом, который очень много писал, отличаясь фантастической работоспособностью. Регулярно начал печататься с шестнадцати лет, но началом серьезной работы Евтушенко считает стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», написанные в 1952. В 1951 поступил в Литературный институт им. М. Горького, собравший в своих стенах целую плеяду будущих поэтов и прозаиков (В.
Соколов. Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, Ю. Казаков и др.). Позже поэт напишет о них в своих воспоминаниях. В 1950-е публикует целую серию поэтических сборников: «Третий снег» , «Шоссе Энтузиастов» , «Обещание» 1957) и др.
Стихотворение «Хотят ли русские войны», положенное на музыку, стало массовой песней. После опубликования во французском еженедельнике «Экспресс» своей «Автобиографии» был подвергнут резкой критике. Вместе с Ю. Казаковым уезжает на Печору, живет на Севере, знакомится с трудом рыбаков и зверобоев.
Эта поездка оставила яркий след в его творчестве, породила большой цикл стихотворений, опубликованных впоследствии в «Новом мире» и «Юности» . Евтушенко не только был на всех континентах земли, но и написал стихи и поэмы о каждой стране, где побывал. Его имя известно во всем мире.
Популярности поэта способствовала и его манера чтения стихов с эстрады. Грузинская тема занимает особое место в творчестве Евтушенко. Он много переводил с грузинского, писал о Грузии. В 1979 издательство «Мерани» выпустило большой том его стихотворений о Грузии и переводов грузинской поэзии — «Тяжелее земли».
С середины 1960-х, когда им была написана «Братская ГЭС», Евтушенко постоянно обращается к большой поэтической форме. Им опубликовано 14 поэм . Евтушенко начал писать прозу еще в юности, в студенческие годы. Первый рассказ — «Четвертая Мещанская» был напечатан в журнале «Юность» в 1959. Через четыре года появился второй — «Куриный бог».
В результате нескольких поездок на Кубу родилась поэма в прозе — «Я — Куба», ставшая основой для написания сценария фильма, поставленного в 1964. Деятельность в кинематографической сфере тоже была успешной — фильм «Взлет» , где он сыграл главную роль , позже целиком авторский фильм «Детский сад» . В 1967 была написана повесть «Пирл-Харбор» и после большого перерыва, в начале 1980-х — повесть «Ардабиола» и роман «Ягодные места», положительно оцененный В. Распутиным.
Е. Евтушенко принадлежит книга «Талант есть чудо неслучайное» , где собраны лучшие критические работы поэта. В 1996 выходит книга-альбом «Дай Бог…», в которую включены последние стихи. Живет и работает в Москве.
Преподает в американских университетах русскую поэзию по собственному учебнику .
Евтушенко Е. А. биография