Фабула, сюжет и композиция произведения
Художественное произведение представляет собой сложное целое, во внутренней организации, в соотношении отдельных элементов которого существует строгая закономерность. Произведения различаются не только по жанрово-родовым признакам, но и по сюжету и композиции. Фабула — это система основных событий, фактов, которые изображаются в произведении. Однако само по себе событие или факт, почерпнутый из окружающей жизни, еще не составляет художественного произведения. Фабула в результате творческой деятельности писателя реализуется в сюжете. Так, в основу романа Горького «Мать» легли реальные события революционной борьбы сормовских рабочих. Прототипами Павла Власова и Пелагеи Ниловны послужили участники сормовских событий — Петр Заломов и его мать. Но роман «Мать» не является научно-документальным исследованием, в котором с хроникальной точностью воспроизводятся исторические факты.
Горький изобразил в романс в обобщенно-художественной форме процесс пробуждения политического самосознания рабочего класса в период революции 1905 — 1907 гг. Богатое содержание романа, в котором раскрываются судьбы и характеры многочисленных персонажей, противоречия и социальные конфликты, составляет основу его сюжета. Фабулу романа «Мать» можно довольно кратко пересказать, а для передачи сюжета необходимо рассказать весь роман.
Сюжет в произведении словесного искусства всегда предполагает активное развитие действия, движение. Горький понимал под сюжетом «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей — истории роста и организации того или иного характера, типа. Сюжет изображает жизненные противоречия, борьбу и в то же время является средством раскрытия характеров.’ Отсюда можно сделать вывод о том, что сюжет, во-первых, имеет-глубокий социально-исторический смысл: он обусловлен конкретными явлениями жизни (например, в романе «Мать» революционными событиями 1905 г.) и должен соответствовать им. Во-вторых, в сюжете все должно быть мотивировано изображаемыми характерами, т. е. подчинено наиболее глубокому раскрытию становления этих характеров. Так, в романе «Мать» Горький сосредоточивает внимание в основном на «истории роста» Пелагеи Ниловны и Павла как сознательных революционных борцов.
Следовательно, сюжет — это «вся сложнейшая последовательность совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, раскрывающаяся как ряд «историй характеров». Сюжетность является специфическим свойством литературы. В эпических и драматических произведениях сюжет обычно фабульный (событийный). В лирике, как правило, событийного сюжета нет; сюжет в ней выступает в своеобразной форме — как движение чувств, переживаний и мыслей человека (например, «Я вас любил…» Пушкина, «И скучно и грустно…» Лермонтова, «О, весна без конца и без краю…» Блока, «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Есенина). Иногда и в лирическом произведении отчетливо проявляется фабула, придающая ему повествовательное звучание («Зимний вечер» Пушкина, «Три пальмы» и «Дары Терека» Лермонтова, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, «Стихи о советском паспорте» Маяковского). В свою очередь, некоторые «бессобытийные» эпические произведения, посвященные изображению природы («Лес и степь» Тургенева), душевных движений, переживаний и чувств человека в их лишь внутреннем соотнесении с внешним миром («Певцы» Тургенева, «Палата №6» Чехова, «Судьба человека» Шолохова), пронизаны глубоким лиризмом. Художественная цельность таких произведений определяется единством душевного состояния героев. В «Певцах», например, важен не сам факт состязания Якова-Турка и рядчика, а реакция слушающих. Даже в фабульных произведениях существенны не события как таковые, а внутренняя связь между ними, т. е. движение событий, в процессе которого выявляются противоречия во взаимоотношениях людей.
Столкновение характеров и обстоятельств, лежащее в основе сюжета, составляет к о н ф л и к т произведения. Собственно, сюжетное движение и есть движение конфликта. Основные моменты в развитии и разрешении конфликта определяют построение сюжета.
К основным элементам сюжета относятся экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и разницей. Экспозиция — это обычно вводная часть произведения, в которой изображаются обстановка и условия, определившие возникновение конфликта.
Исходным моментом в развитии действия произведения является завязка. Завязка представляет собой начало движения сюжета: она изображает возникшее противоречие, определяет характер и направление движения действия. Завязка романа «Мать» — приобщение Павла к революционной деятельности — диктует дальнейший ход событий романа. Встав на пуп, политической борьбы за права рабочих, Павел неизбежно идет к столкновению с существующим государственным строем. История формирования характеров Павла и Ниловны как революционных борцов раскрывается в процессе развития действия романа.
Кульминация — это момент наивысшего напряжения в развитии действия, открытого столкновения противоборствующих сил. В романе «Мать» — что первомайская демонстрация, доказавшая плодотворность революционной работы Павла: от стихийного протеста — к сознательной борьбе, от единичного выступления и маленького кружка — к массовой революционной организации рабочих и крестьян. Первомайская демонстрация — перелом и в жизни Ниловны.
Результат развития изображаемого конфликта, его разрешение представляет собой развязку. Роман «Мать» завершается арестом Павла и Ниловны. Но в финале романа Горький утверждает мысль о том, что поражение революционеров — временное, что их великое дело в будущем восторжествует.
Иногда для большей полноты выражения основной идеи произведения и своей оценки изображаемого писатель прибегает к эпилогу. Эпилог (от греч — послесловие) определяет направление дальнейшего развития событий и судеб героев, давая возможность сделать окончательные выводы из показанного в произведении конфликта. Например, в эпилоге романа «Что делать?» Чернышевский переносит своих героев в будущее, когда революция уже совершилась; в результате ответ на вопрос заглавия приобрел исчерпывающий характер.
Композиция — это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Однако композицию нельзя рассматривать лишь как структуру произведения, как последовательность глав, сцен и т. д. В силу того что основным средством художественного изображения жизни является образ, композиция подчиняется наиболее полному раскрытию и яркой обрисовке образов, выведенных в произведении. В свою очередь, система образов строится на основе строгого подчинения законам композиции и определяется этими законами. При анализе художественного произведения следует исходить из диалектического взаимодействия системы образов и композиции, из их единства. Принципы группировки образов и средства их раскрытия — это и есть композиционные принципы. Композицию художественного произведения определяет, следовательно, не только соразмерность его частей и целого, но и способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия. Иначе говоря, композиция — это внутренняя организация, целостная система определенных форм (или способов) художественного изображения.
Основными способами изображения являются повествование, описание (портрет персонажа, окружающая его обстановка — интерьер, пейзаж), характеристика (непосредственная авторская характеристика, характеристика «со стороны» — другими персонажами, самохарактеристика — исповедь, дневник, письмо), собственно-прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог), авторское рассуждение, лирические отступления, вставные эпизоды, обрамление и т. д.
Фабула, сюжет и композиция произведения